Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD75.59
  • EUR84.95
  • OIL72.84
English
  • 748
Антифейк

РИА «Новости» обвинило в гибели парома «Эстония» шведскую подводную лодку. Но это старая конспирологическая теория

Юрий Бершидский

Обозреватель РИА «Новости» Ирина Алкснис в заметке под заголовком «Страшная тайна гибели парома „Эстония” вскрыта» пишет:

«В день памяти жертв крушения парома „Эстония” премьер-министр прибалтийской республики Юри Ратас на специальной пресс-конференции заявил о необходимости нового расследования катастрофы, случившейся более четверти века назад. Поводом для внезапного заявления политика стал вышедший в этот же день на телеканале Discovery документальный фильм „‘Эстония’: находка, которая меняет все”.

Находка — это пробоина длиной около четырех метров и шириной примерно 1,2 метра в корпусе судна. Ее подводные съемки и были показаны в фильме. А сенсацией это стало потому, что в официальном отчете расследования, которое было окончательно прекращено в 2009 году, нет ни единого упоминания о данном повреждении. <…>

Итогом многолетнего расследования стали выводы комиссии, что причиной затопления парома стали отвалившиеся носовые ворота (визоры) и сильный шторм. <…> Бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм прямолинейно предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой. Шведской подводной лодкой. Кстати, в том районе тогда действительно проходили натовские военные учения. <…>

При этом политический антураж в виде уникального запрета приближаться к затонувшему парому и попытки засыпать его (особенно тот самый пострадавший правый борт) гравием дают повод думать не о халатности следствия, а о куда худшем — заговоре на самом высоком государственном уровне с целью скрыть истинные причины произошедшего».

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас действительно объявил, что в связи с новой информацией пройдет новое расследование обстоятельств гибели парома «Эстония», которым будет руководить Эстония. Но это не означает, что результаты предыдущего расследования теперь рассматриваются как ошибочные или искаженные. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу заявил, что расследование будет опираться на отчет 1997 года, и добавил: «Новое техническое расследование не означает, что отчет 1997 года будет аннулирован».

Научный сотрудник Таллинского технического университета Кристьян Табри, эксперт по кораблекрушениям и столкновениям судов, считает, что пробоина, обнаружение которой автор фильма подает как сенсацию, не могла быть причиной катастрофы. Портал эстонской общественной телерадиокомпании ERR пишет:

«С помощью несложной проекции Табри поясняет, что механическая пробоина размером метр на четыре возникла выше ватерлинии парома, в районе бортового лого Estline. Ученый утверждает, что фактически она не могла стать причиной кораблекрушения.

„Скажем так, на основании короткого видео окончательных выводов делать нельзя. Но неправильная форма пробоины указывает на то, что причиной не мог стать симметричный объект — такой, как другое судно. Это мог быть, например, камень на дне моря”, — отмечает Табри.

Почему норвежские документалисты обнаружили пробоину только сейчас? Этому тоже имеется объяснение — когда паром затонул, он лег на правый борт и закрыл ее своим весом. Со временем песок из-под остова вымылся и судно накренилось, обнажив дыру.

Версию бывшего генпрокурора Маргуса Курма, руководившего комиссией по расследованию кораблекрушения 26-летней давности, о столкновении со шведской подводной лодкой, отвергает и профессор Яан Метсавеэр, который также состоял в той комиссии. По его словам, пробоина появилась уже на дне моря, после крушения парома».

Пробоина в борту парома «Эстония». Кадр из фильма «„Эстония”: находка, которая меняет все»
Пробоина в борту парома «Эстония». Кадр из фильма «„Эстония”: находка, которая меняет все»

Утверждение РИА об учениях НАТО в районе катастрофы — неправда. Паром затонул в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года вблизи финского острова Утё (в группе Аландских островов). Швеция, несмотря на свой нейтральный статус, с 1994 года участвует в программе НАТО «Партнерство во имя мира», в том числе и в некоторых учениях. Но единственным мероприятием с участием Швеции в 1994 году были военно-морские учения Baltic Operations (BALTOPS), прошедшие с 6 по 10 июня. В сентябре же в Балтийском море проходили только совместные учения Германии, Дании и Польши по обезвреживанию мин, в которых шведские подводные лодки участвовать не могли, да и район этих учений был значительно юго-западнее места катастрофы.

Предположение Маргуса Курма о том, что в гибели парома виновна шведская подводная лодка, а власти Швеции с тех пор этот факт скрывают, по-видимому, вписывается в ряд конспирологических версий — например, о том, что на борту «Эстонии» перевозили оружие. По разным версиям, это было то ли некое оборудование для американской ПВО, то ли краденые вооружения бывшего СССР; в связи с этим были предположения, что некая секретная организация устроила на борту парома взрыв. Всерьез такие версии никто не рассматривал.

Крушение парома «Эстония» стало крупнейшей морской катастрофой в Европе в мирное время. Из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа погибли или пропали без вести 852. По межправительственному соглашению Эстонии, Швеции и Финляндии о покое погибших приближение к затонувшему судну без специального разрешения запрещено.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari