«Коммерсантъ» опубликовал статью без подписи под заголовком «Никто не хотел поспешать. Восстановлена хроника транспортировки Алексея Навального из России в Германию». В ней говорится:
«„Ъ” с помощью источников в медицинских кругах удалось восстановить последовательность действий врачей при транспортировке из России в Германию основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального, предположительно получившего тяжелейшее отравление при пока до конца не выясненных обстоятельствах. Из хроники событий 21 и 22 августа следует, что медики, экстренно прилетевшие за пациентом Навальным, не спешили с тем, чтобы забрать его из больницы, фактически отложив вылет на несколько часов. Напомним, со своей стороны представители господина Навального ранее заявляли, что задержка была связана с решением российских врачей, первоначально заявивших, что транспортировка может ухудшить состояние пациента. <…>
21 августа
12:10 Самолет с немецкой бригадой санитарной авиации совершил посадку в аэропорту Омска.
12:30 Немецкой медицинской бригаде было предложено проехать в БСМП №1 для осмотра пациента, проведения консилиума и совместной оценки необходимости и допустимости его транспортировки в Германию. В ответ представители немецкой бригады врачей заявили, что не намерены осматривать пациента в клинике. После чего, получив безвизовый коридор от миграционных властей, врачи отправились в гостиницу, которая им была предоставлена.
16:00 Сотрудники БСМП №1 приехали в гостиницу для беседы с немецкой бригадой санитарной авиации. Омские врачи предложили провести совместный осмотр пациента с целью оценки допустимости его транспортировки и получили согласие.
17:00 Немецкие специалисты приехали в больницу.
17:10–19:00 Прошли совместное обсуждение и осмотр пациента в отделении с бригадой медицинских работников международной компании санитарной авиации. С учетом проведенных исследований и наличия позитивной динамики в состоянии пациента, судя по сообщениям российских врачей, принято совместное решение об отсутствии экстренной необходимости в транспортировке больного.
19:05 Немецкие специалисты вернулись в гостиницу.
20:00 Получены результаты дополнительных исследований из нескольких независимых лабораторий.
20:30 Проведен медицинский консилиум с участием московских специалистов. Учитывая динамику улучшений в течение суток, принято решение о возможности транспортировки пациента.
21:20 Юлии Навальной и немецкой бригаде сообщено о возможности организации транспортировки.
23:00 Получено письменное подтверждение желания супруги и брата пациента транспортировать его для дальнейшего обследования и лечения в клинику «Шарите» (Германия). По электронной почте получено письменное подтверждение клиники «Шарите» о готовности к приему пациента. Бригада медицинских работников международной компании санитарной авиации предварительно готова к транспортировке. Начата подготовка пациента к ней.
23:10 Получена информация от бригады медицинских работников международной компании санитарной авиации о готовности к вылету воздушного судна в Германию в 8 утра 22 августа. На предложение ускорить время вылета с немецкой стороны был получен отрицательный ответ.
22 августа
5:40 Пациент Навальный передан реанимационной бригаде скорой помощи для транспортировки в аэропорт Омска».
Соратник Навального Леонид Волков так отреагировал на публикацию «Коммерсанта»:
«По поводу вчерашней анонимной (!) статьи в Коммерсанте, которую растиражировали (совершенно некритически) буквально все российские СМИ — и которая написана по кремлевскому темнику «мы были готовы сразу Навального транспортировать, это немцы сутки проваландались» — хочу только сказать, что она лжива от первого до последнего слова, и рассчитана реально разве что на аудиторию с памятью золотой рыбки.
Ау, речь идет о событиях недельной давности, прекрасно задокументированных. Есть вся переписка, все документы. События ночи с четверга на пятницу, когда мы занимались организацией самолета, можно восстановить поминутно.
Скажу коротко о самом главном еще раз. Когда вылетел эвакуационный самолет из Нюрнберга в Омск (в 3 часа ночи по Нюрнбергу / в 7 утра по Омску), к этому моменту:
— были оформлены все необходимые документы, включая письмо из Шарите о готовности принять пациента,
— на месте в Омске также были оформлены документы на транспортировку пациента,
— был в переписке согласован график: в 12 по местному времени самолет приземляется, поэтому уже в 11 утра Навальный должен быть доставлен на реанимобиле в аэропорт, чтобы погрузить его одновременно с дозаправкой самолета, чтобы самолет смог вылететь без задержки.
Повторюсь, вся эта переписка имеется у меня, и у многих других людей. Отрицать эти факты невозможно.
А потом — а потом около 9 или 10 утра в БСМП города Омска появились люди в серых костюмах, заняли кабинет главврача и все изменилось. Врачи перестали идти на какой-либо контакт, и на утреннем пресс-брифинге с трясущими лицами и руками заявили, что, якобы, пациент нетранспортабелен и согласия на его перевозку они не дают. Ну и началась вся эта безумная коррида в прямом эфире, которую вы все уже наблюдали в прошлую пятницу».
Твиты участников событий в основном подтверждают версию Волкова. Юрист ФБК Иван Жданов, находившийся в Омске, 21 августа в 11:00 по местному времени написал:
«Врачи перестали нормально общаться. „Не транспортабелен” и всё. Ощущение, что врачей подменили».
Через две минуты он добавил:
«До этого момента врачи готовили документы и оборудование для перевозки Навального. Сейчас все изменилось».
В 13:42 пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш опубликовала в Twitter фотографию трех человек в серых костюмах, занявших кабинет главврача, которые «не представляются, разговаривают с удовольствием на отвлеченные темы, на вопросы об Алексее не отвечают». Позже в одном из них узнали начальника УМВД по Омской области Вячеслава Крючкова.
В 14:20 по омскому времени (11:20 по московскому) главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сообщил в Twitter, что «омские врачи встречаются сейчас с немецкими врачами, прилетевшими санитарным бортом из Германии». Жданов из Омска это немедленно опроверг и через полчаса добавил:
«Немецкие врачи даже из аэропорта не могут выйти».
Таким образом, сообщение непосредственно с места событий явно противоречит версии «Коммерсанта» о том, что немецкие реаниматологи отказались осматривать Навального в больнице и отправились отдыхать в гостиницу.
В 17:38 по местному времени пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш писала из Омска:
«Мы знаем, что недавно в больницу вошли немецкие врачи, прилетевшие медицинским бортом. Где они сейчас и с кем общаются, мы не знаем. Все местные врачи куда-то исчезли».
Тогда же Юлия Навальная у входа в больницу дала журналистам комментарий:
«Мы понимаем, что препятствуют нашей встрече с немецкими врачами российские врачи и правоохранительные органы, которые находятся внутри в большом количестве».
В 18:40 Кира Ярмыш сообщила:
«Только что немецких врачей вывезли из больницы. Я и Иван Жданов пытались остановить машину, но нас силой оттаскивали сотрудники в штатском».
Юлия Навальная заявила, что ее при попытке пройти к немецким врачам грубо вытолкали из больницы некие люди в штатском.
В 19:24 по омскому времени Ярмыш написала:
«Немецкие врачи — профессиональные реаниматологи — осмотрев Алексея Навального, пришли к выводу о том, что он транспортабелен и оборудование их самолета позволяет безопасно немедленно перевезти его в Берлин в университетскую клинику Шарите в соответствии с желанием Юлии Навальной.
На пресс-подходе главврач сказал, что решение «оставить Алексея в Омске» было принято на «консилиуме с немецкими врачами», пытаясь создать видимость того, что немецкие врачи поддержали это решение. Это грубая ложь.
Именно поэтому люди в штатском провели целую спецоперацию, чтобы не допустить контакта Юлии Навальной с немецкими реаниматологами».
В 22:09 постоянный лечащий врач Навального Анастасия Васильева сообщила:
«Ура) правдами и неправдами все сдвинулось с мертвой точки! Даже не верится, что через каких-то 2 часа Алексей улетит в Германию».
Через час Ярмыш написала:
«Эта информация неточная. Вылет Алексея состоится не раньше, чем через 7 часов».
О том, что задержка вылета объясняется «требованиями профсоюза авиаперевозчиков ФРГ, которые регламентируют условия работы летного состава: перед длительным перелетом пилотам нужен отдых», заявила пресс-служба Минздрава Омской области. Других источников, подтверждающих это, нет, а омские медики в тот день уже проявили себя как не самый надежный источник, сделав ряд странных заявлений — например, о том, что яда в организме Навального не обнаружено, а причина комы — «нарушение обмена веществ». К тому же у немецких пилотов после ночного перелета (самолет приземлился в 12:10) уже было достаточно времени для отдыха. На каком основании «Коммерсантъ» приписывает это решение немецким медикам, а не летчикам, газета не объясняет.
Наконец, на следующее утро в 5:51 Ярмыш написала:
«Алексея Навального погрузили в реанимобиль и везут в аэропорт. При этом Олег Навальный, Иван Жданов и я были в больнице. Была договоренность, что мы поедем в реанимобиле с Алексеем. Но его увезли втайне от нас».
В 7:37 она сообщила, что Навальный находится на борту медицинского самолета.
Причина задержки остается неизвестной, но маловероятно, чтобы дело было в условиях немецкого профсоюза, о которых заявляла пресс-служба омского Минздрава. Ярмыш в 23:11 сообщала о вылете через 7 часов, но фактически он состоялся почти через 9 часов после ее твита. Вряд ли требуемое профсоюзом время отдыха могло за одну ночь так заметно увеличиться.