РИА «Новости» в материале под заголовком «В УПЦ оценили возможное принятие антисемейных законов на Украине» пишет:
«Украинское государство не будет иметь будущего, если на законодательном уровне будут приняты антисемейные нормы; „восстание против семьи — это восстание против Бога”, заявили в Украинской православной церкви.
„Статья 51 Конституции Украины говорит о том, что брак — это союз мужчины и женщины, а семья охраняется государством. Сейчас нашим гражданам хотят навязать закон, который нарушает эту конституционную норму”, — написал в своем Телеграм-канале митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко).
Он пояснил, что, согласно новым законодательным инициативам, если он выразит свое согласие с тем, что брак — это исключительно союз двух разнополых людей, то его, как и любого другого человека, могут оштрафовать, потому что это ущемляет права тех людей, которые так не считают.
„А это, в свою очередь, нарушает 34 статью Конституции Украины, которая гарантирует нам право на свободу выражения своих взглядов и убеждений”, — отметил архиерей».
В этой публикации интересно то, что понять, какую законодательную инициативу имел в виду митрополит, решительно невозможно. В статье 21 Семейного кодекса Украины сказано:
«Браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в органе государственной регистрации актов гражданского состояния».
Законопроектов, которые изменяли бы это положение, сейчас на рассмотрении в Верховной Раде нет. В принятой в 2015 году Национальной стратегии в сфере прав человека говорится о подготовке закона, предусматривающего альтернативное браку гражданское партнерство, не обусловленное критерием пола, но такой законопроект до сих пор не представлен. В 2018 году появлялись сообщения о его разработке Минюстом, но министерство официально это опровергло. С тех пор новых сообщений на эту тему не появлялось.
В апреле 2020 года в Верховную Раду внесен проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно противодействия преступлениям на почве ненависти по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности)». Разумеется, никакого штрафа за утверждение о том, что брак может быть только разнополым, там нет — хотя бы уже потому, что такое утверждение содержится в действующем Семейном кодексе. Законопроект находится на рассмотрении; профильный комитет — по вопросам правоохранительной деятельности — дал негативное заключение.
Не исключено, что поводом для разыгравшейся фантазии митрополита Луки стали споры вокруг подписанной Украиной еще в 2011 году, но до сих пор не ратифицированной Конвенции Совета Европы о предотвращении домашнего насилия и борьбе с насилием в отношении женщин, известной также как Стамбульская конвенция. Проблема в том, что в ее тексте содержатся отрицаемые консерваторами понятия «гендер» и «гендерная идентичность»; гендер понимается как «социально закрепленные роли, поведение и деятельность, которые определенное общество рассматривает как присущие женщинам и мужчинам». Противники ратификации в январе 2020 года создали в Верховной Раде межфракционное объединение «Ценности. Достоинство. Семья», в котором 307 депутатов — как от фракции «Слуга народа», так и от оппозиционных сил самой разной направленности. Этого более чем достаточно, чтобы заблокировать ратификацию: для нее требуется 226 голосов, а всего в Раде 423 депутата.
Никакого «расширительного толкования» понятий семьи и брака, а также упоминания однополых отношений в конвенции нет, она вообще посвящена не этой теме. Негодование консерваторов вызывает только присутствие «нетрадиционного» понятия гендера. В мае 2020 года на сайте президента Украины петиция с требованием ратифицировать Стамбульскую конвенцию набрала 25 000 голосов, после чего президент Зеленский заявил, что собирается внести в Раду соответствующий законопроект. Пока этого не произошло.
Так или иначе, остается совершенно непонятным, была ли вообще законодательная инициатива, так разгневавшая митрополита Луку, и почему РИА посчитало это новостью.