Глава Федерального медико-биологического агентства, бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова в эфире телеканала Россия 24» заявила:
«Тесты становятся все более и более точными, вот ФМБА зарегистрировало две тест-системы. Их чувствительность — десять во второй степени. Это самая высокая чувствительность, известная в мире».
Чувствительность 10² означает, что тест определяет наличие вируса, если в 1 мл исследуемого вещества есть хотя бы 100 молекул его РНК; каждый вирион (вирусная частица) содержит одну молекулу. Для сравнения, чувствительность наиболее часто применяемого в России теста Государственного научного центра «Вектор» — 10⁵, то есть в 1000 раз ниже. В марте гендиректор российской компании «ДНК-технология», разработавшей свой тест, сообщал:
«Мы пока не проверяли на реальных образцах, но рассчитываем выйти на чувствительность 10³ на миллилитр».
Но действительно ли это самая высокая в мире чувствительность? В западных странах приняты другие способы ее измерения. У зарегистрированного в США теста Panther Fusion SARS-CoV-2 компании Hologic заявлена аналитическая чувствительность в 1×10⁻² TCID₅₀/мл. TCID₅₀ — это цитопатическая доза, то есть количество вирионов, достаточное для заражения 50% клеток экспериментальной культуры. Еще один метод определения количества вирионов — так называемый метод бляшек: измеряют количество поврежденных вирусом клеток, одна бляшка (след повреждения) соответствует одной вирусной частице. Считается, что одна частица, создающая бляшку (PFU) в среднем соответствует 0,69 TCID₅₀ (с вероятными отклонениями в зависимости от природы вируса и условий эксперимента). Таким образом, 1×10⁻² TCID₅₀/мл приблизительно соответствует 0,69×10⁻² PFU/мл, то есть 0,0069 вириона на 1 мл исследуемого вещества (разумеется, это очень грубая оценка).
Примерно такая же чувствительность заявлена и у зарегистрированного в США теста cobas SARS-CoV-2 компании Roche: испытания показали, что при концентрации 0,009 TCID₅₀/мл он дает стопроцентный результат.
Чувствительность российских тестов 10², которой так гордится Скворцова, означает, что для их срабатывания требуется концентрация не меньше 100 вирионов на 1 мл вещества — приблизительно в 14 500 раз большая, чем у американских тестов.
Впрочем, этот показатель вообще не так уж важен: чувствительность всех современных тестов вполне достаточна для практического применения. Профессор кафедры вирусологии Института физико-химического биологии МГУ им. Белозерского, доктор биологических наук Алексей Аграновский считает:
«Все эти тесты — на основе полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией. Это выделяется из мазка РНК, рибонуклеиновая кислота, и далее с помощью некоторых манипуляций вы доказываете, есть она или нет. Эта информация размножается и в форме ДНК анализируется. Все эти тесты имеют сравнимую чувствительность. Сказать, что какой-то тест лучше… Он может быть лучше в смысле меньшего количества ложноположительных ответов и чувствительность может отличаться, но не в разы, не на порядки. Наши тесты нормальные и сравнимые с другими. Принцип, по которому это все работает, не позволяет такого разброса».