Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 2386

Прокремлевские СМИ наперебой рассказывают о разоблачительном заявлении экс-министра юстиции Украины Елены Лукаш. В кампании приняли участие РИА «Новости», Первый канал, «Известия», телеканал «Звезда» и многие другие. Заголовки один другого эффектнее: «На Украине развенчан миф о святых мучениках „Небесной сотни”», «Фальшивая сотня”. В списке „героев Майдана” десятки случайных людей», «Удар в сердце майдана», «Список небесной сотни оказался липовым» и так далее. РИА «Новости» пишет:

«Бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш обнаружила, что смерть десятков „героев Небесной сотни” не связана со стрельбой на Майдане в феврале 2014-го. Получившие посмертно „золотые звезды” кончали жизнь самоубийством, гибли в драках, умирали от неправильной медицинской помощи и при невыясненных обстоятельствах. <…>

Лукаш опубликовала результаты своего расследования на сайте издания „Страна.ua”. Список „Небесной сотни” она разделила на три группы. Первая — это те, кто были на Майдане, но скончались не от огнестрельных ранений. Например, Ольга Бура. Она не умела читать, так как была умственно отсталой. Работала на Майдане на кухне. Бура лечила гнойное заражение пальца, умерла после укола лидокаина, который ей сделал „майдановский” медик. У активистки, как выяснилось, была аллергия на этот препарат.

Участвовавшего в массовых протестах Сергея Дидыча убил другой майдановец — Леонид Бибик. Он задавил соратника грузовиком, но не понес за это уголовной ответственности. Его амнистировали по закону, запрещающему преследование участников Майдана.

Яков Зайко умер от сердечного приступа в метро. Антонина Дворянец и Зураб Хурция попали в давку в районе метро „Крещатик”. Причина их смерти — сердечная недостаточность».

Формулировки о развенчании мифа звучат эффектно, но в действительности речь идет об одном-единственном заявлении бывшего министра юстиции в правительстве Николая Азарова, которую обвиняли в причастности к гибели «Небесной сотни». Версии гибели героев Украины, которые приводит Елена Лукаш, разительно отличаются от официальных. Источники своей информации Лукаш не раскрывает.

Вот один из «козырей» Лукаш: первым номером в ее списке идет Ольга Бура — якобы умственно отсталая, едва умевшая говорить женщина, которая порезала палец, когда готовила на полевой кухне Майдана, обратилась к майдановскому медику, а тот сделал ей инъекцию лидокаина, не зная, что у нее аллергия на этот препарат. По официальной версии, Бура умерла от заражения крови в результате ранения, полученного на Майдане (при каких обстоятельствах, не уточняется).

Обращает на себя внимание дата смерти: 10 марта 2014 года. Как известно, еще 21 февраля президент Янукович бежал из Киева, а отряды силовиков были выведены из центра города. 23 февраля Верховная Рада провозгласила временным президентом Александра Турчинова. Таким образом, к этому моменту история Евромайдана завершилась полной победой.

Аллергия на лидокаин, которая встречается весьма редко, проявляется в виде анафилактического шока, развивающегося стремительно. Смерть может наступить через несколько минут или, самое позднее, через несколько часов. Таким образом, по версии Лукаш, Бура получила на кухне роковой порез (консервной банкой, как уточняла экс-министр в одном из интервью) 10 марта. В этот день в центре Киева еще сохранялось несколько палаток майдановцев и, возможно, работала полевая кухня. Но не было уже никаких причин держать там волонтерскую экстренную медслужбу — никто не ожидал событий, при которых кто-либо мог бы быть ранен.

Таким образом, история Буры в изложении Лукаш выглядит крайне неправдоподобно. Кроме всего прочего, трудно понять, как и почему вообще могли бы объявить героем человека, умершего от острой аллергической реакции через три недели после окончания событий на Майдане. Официальная версия о смерти от заражения крови по крайней мере объясняет этот трехнедельный разрыв. Остается неясным, когда и каким образом Бура была ранена, но есть серьезные основания не доверять версии Лукаш. Кроме всего прочего, до откровений Лукаш в интернете (через пять лет после посмертного награждения Буры звездой Героя Украины) не появлялось никаких упоминаний о ее умственной отсталости. О ней пишут как о жительнице села на Львовщине, отправившейся с мужем на заработки в Киев и ставшей активисткой Майдана.

Другой герой, упоминаемый Лукаш, — Сергей Дидыч, погибший под колесами грузовика, которым управлял другой активист Майдана. Это правда, и украинские СМИ об этом писали, как и о том, что водитель грузовика был освобожден по амнистии. Не упоминает Лукаш лишь обстоятельства, при которых Дидыч попал под грузовик.

18 февраля, когда среди участников протеста уже были первые жертвы, майдановец Леонид Бибик, оказавшись в окружении силовиков, сел за руль брошенного грузовика и попытался прорвать оцепление. При этом его ранил вскочивший на подножку машины силовик. Сайт censor.net.ua в 2016 году назвал поступок Бибика «самоубийственной атакой». Но под колеса попал раненный в ходе столкновения с отрядом милиции Дидыч, который случайно выбежал на улицу, спасаясь от преследования. Нет никаких оснований не считать Дидыча жертвой попытки разгона протестной акции.

Следующий в списке Лукаш — Яков Зайко, которого она называет «пожилым человеком, умершим от сердечного приступа в метро». 73-летний Зайко действительно умер от инфаркта, но Лукаш умалчивает, что он был политиком, экс-депутатом Верховной Рады и участником Майдана. Умер он 18 февраля, и есть основания считать, что инфаркт был спровоцирован кровавыми событиями этого дня.

Яков Зайко и лидер Радикальной партии Олег Ляшко. Снимок сделан за день до смерти Зайко

Антонина Дворянец и Зураб Хурция, по версии Лукаш, умерли от сердечной недостаточности, «попав в давку в районе метро „Крещатик”». В действительности они были участниками разогнанной милицией акции на Институтской улице (там же в тот же день погиб под колесами грузовика Сергей Дидыч). «Давкой» Лукаш называет бегство мирных демонстрантов от наступавшего отряда силовиков.

После смерти Хурции глава Ассоциации грузин в Украине Бесик Шамугиа заявил, что  умер он от сердечного приступа, а на Майдане оказался случайно. Но есть свидетельства других майдановцев, что Хурция был активным участником протеста.

«Когда начались морозы больше –20, Зураб мотал на шею огромный шарф. Мы шутили: „Зураб, ты же горец, разве горцы боятся мороза?” А он: „Так я же в субтропиках живу, возле моря, у нас снег раз в двадцать лет выпадает, и то долго не лежит”. Нашему грузину было тяжелее всех. Но он стойко выстоял все дежурства на баррикадах и пикеты, все наше противостояние. Он прошел путь до конца. Гордо и свободно», — писал о Хурции майдановец Дмитрий Степаненко.

Свидетель гибели активистки Антонины Дворянец рассказывал, что во время атаки силовиков на Институтской она бросилась на помощь парням, которых избивали беркутовцы, и сама была избита.

Эти первые пять номеров списка Лукаш — далеко не все, кого она без серьезных оснований записала в «фальшивую сотню». У крупных украинских СМИ публикация Лукаш никакого интереса не вызвала.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari