Корреспондент «Вестей недели» Ольга Армякова в сюжете об открытии Московских центральных диаметров» — новой городской электрички — рассказывает:
«Из Одинцова поедем в Москву. По новой геометрии. Диаметрами.
Утренний час пик. А на платформе, кажется, совсем не многолюдно. Все потому, что спешат теперь не пассажиры поезда. Не то что раньше.
„Еще, конечно, не совсем привыкли к тому, что через каждые 5 минут идут поезда, что не надо бежать”, — говорят пассажиры.
Но привыкать все же придется. Ведь это теперь новая философия пригородного сообщения. Диаметры экономят время».
В какой «час пик» «Вести недели» снимали свой оптимистичный сюжет, неизвестно. Корреспондент входит в почти пустой вагон, в котором несколько пассажиров все же есть. Никто из них не выходит, хотя Одинцово — конечная станция нового диаметра. Корреспондент берет у этих странных пассажиров интервью, они всячески расхваливают новый маршрут. Места в вагоне достаточно, чтобы никто не мешал оператору снимать.
Что на самом деле происходило в первый день работы «центральных диаметров», известно по множеству фотографий и видеороликов в соцсетях. Иначе как коллапсом это трудно назвать.
https://www.instagram.com/p/B5Hp1kpIgJv/
Конечно, первый день выдался особенным: на открытие приехал Владимир Путин, из-за чего все движение на линии D1 (Одинцово — Лобня) остановилось почти на час (зато общественность была вознаграждена прекрасной фотографией платформы, мимо которой должен был проезжать спецпоезд с первым лицом).
Но и во второй день было немногим лучше. Железнодорожники не очень грамотно пытались объяснить сбои в движении действиями пассажиров, которые зачем-то удерживали руками дверь поезда.
https://twitter.com/centralppk/status/1197806092631367680
Впрочем, если это и так, нетрудно понять, почему двери удерживали (см. видео выше). А причина проста: в обычных электричках по 12 вагонов, а в новых, запущенных 21 ноября, — по 6-7. На линии D2 (Подольск — Нахабино) с понедельника уже заменили их сдвоенными составами, на линии D1 все остается по-прежнему.
Корреспондент Армякова продолжает:
«Этой „птицы” полет — долгожданный. „Иволга” встала на рельсы, чтобы надежно соединить Москву и Подмосковье через самый центр большого города. Это, по сути, новая ветка наземного метро. Даже поезда отправляются так же часто — каждые пять минут».
Эти пять минут — плод творческой фантазии сотрудницы «Вестей недели». На линии D2 интервал движения 12 минут, а на D1 и вовсе полчаса.
А вот и оптимистичный вывод:
«Но это только начало масштабного проекта, у которого, кстати, есть и зарубежные аналоги. Наземное метро в Берлине S-Bahn и, например, в Париже RER. Опыт мировой в Москве, конечно, изучали, чтобы взять лучшее и не допустить ошибок. Но наша столица всех превзошла — в таком темпе еще никто не строил».
Это верно: построили быстро. О проекте впервые объявили два года назад. Вопрос лишь в том, что именно было за эти два года построено.
Железнодорожные пути первых двух диаметров существуют уже давно, и электрички по ним ходят уже несколько десятилетий. Построили несколько новых платформ, причем не все из них успели сдать в эксплуатацию к открытию движения. Несколько старых платформ реконструировали, тут тоже далеко не все успели сделать. Поезда стали ходить несколько чаще, зато теперь они менее вместительны.
Как правило, системы городских электричек устроены так, что по их путям не ходят никакие другие поезда. Но в Москве их пустили по существующим путям; из-за этого часть дальних электричек пришлось отменить, а общий темп движения замедлился. «Аэроэкспресс», идущий в аэропорт Шереметьево, продлили до Одинцова, но время в пути от Белорусского вокзала до аэропорта увеличилось с 35 до 50 минут: обгонять идущие со всеми остановками поезда D1 экспрессу негде.
С понедельника 25 ноября проезд по диаметрам сделали бесплатным. Но это не акция, подобная бесплатному проезду по Московскому центральному кольцу в первые недели его работы: первоначально деньги пытались брать и объявляли, что владельцам транспортных карт придется их для этого специально обновить. Однако в первые дни работы постоянно происходили сбои валидаторов, система оказалась недоработанной, что добавило толчеи на и без того переполненных станциях.
Строительство новых путей планируется, кое-где их даже уже строят, но на большей части двух первых диаметров до сих пор не видно никаких признаков этих работ. Когда это будет сделано, городская электричка, возможно, действительно будет похожа на ту оптимистическую картинку, которую показали нам корреспондент Армякова и ее спецпассажиры из почти пустого вагона; правда, тогда Москва уже не будет впереди планеты всей по темпам строительства. Но сейчас с помпой открыли явно недоделанную транспортную систему.
Для чего это понадобилось , остается лишь догадываться. Но любопытно, что открытие с участием Путина состоялось за два дня до съезда «Единой России». Был в советские времена такой порядок — что-нибудь обязательно торжественно открывать «в подарок» очередному съезду партии.