В программе НТВ «Центральное телевидение» вышел сенсационный разоблачительный сюжет: в Брюсселе продают детей богатым геям, желающим их усыновить. Сюжет этот показался руководителям программы настолько важным, что его анонсировали еще неделю назад, когда соведущая Анна Янкина, рассказывая о горячих новостях, сообщила:
«Новость одна пришла, я даже не знаю, как правильнее сказать, она, наверное, ошарашила меня… Представляешь, в Бельгии прошла ярмарка детей! Именно ярмарка, я не случайно подобрала это слово, ведь на ней совершенно легально можно было оформить договор на куплю-продажу младенцев. Это ярмарка для однополых пар, на которой они могут себе найти суррогатную мать и, оплатив ее услуги по прайсу, стать счастливыми родителями. Или просто купить ребенка у женщины, которая хочет его продать. Не хочу показаться ханжой, но это прямо, на мой взгляд, что называется, за гранью. Ведь даже, представляешь, ценники есть! Цена на ребенка варьируется от 95 тысяч долларов до 160 тысяч. Видимо, у продавцов есть какие-то критерии качества товара».
И вот в выпуске от 12 октября появился долгожданный сюжет. Предваряя его, ведущий Вадим Такменев в студии заявил:
«Наш репортер Антон Чечулинский убедился, что это никакой не фейк. Он нашел всех: и покупателей, и продавцов, и на месте выяснил, как действует этот рынок и что там почем».
Сюжет, как выяснилось, рассказывал о прошедшей в Брюсселе очередной конференции некоммерческой организации Men Having Babies (Мужчины, имеющие детей»). Автор сюжета для начала попытался представить это так, как будто мероприятие рассчитано на весьма состоятельных посетителей:
«… Арендуют несколько этажей вот в этом отеле. Все в золоте, все очень модно. Пахнет специально разбрызгиваемыми духами. Стоимость входного билета — 60 евро, естественно, без учета проживания. В общем, даже если судить только по этой гостинице в самом центре столицы Бельгии, публика здесь собралась очень не бедная».
В кадре при этом четырехзвездочный The Hotel с ценами от €250 за ночь в двухместном номере. Не самая дешевая гостиница в Брюсселе, но не такая уж и роскошная. Впрочем, посетителям мероприятия совершенно не обязательно останавливаться именно здесь, а входной билет по брюссельским меркам и вовсе недорогой — билет в оперу на хорошее место стоит более чем вдвое дороже. Казалось бы, это незначительная мелочь, но, как мы увидим в дальнейшем, без этого мелкого обмана никакого разоблачительного пафоса не получится.
Затем корреспондент беседует с однополой парой, воспитывающей двоих детей, который родились от суррогатных матерей; генетически один из них происходит от одного из геев-родителей, другой — от другого. Один из родителей, преуспевающий юрист, рассказывает, что рождение каждого из детей обошлось паре в $150 тысяч, и уточняет:
«Мы платим не за ребенка. Мы платим за процесс его появления на свет. Я не хотел выбирать: либо быть геем, либо отцом. Для меня было важно стать и отцом тоже».
Против такой практики в сюжете возражают воинствующая феминистка, которая считает суррогатное материнство унизительной для женщин эксплуатацией, и политик из крайне правой националистической партии «Фламандский интерес» Филипп Девинтер, отстаивающий традиционные семейные ценности (он известен своими пророссийскими высказываниями и призывами к отмене санкций; его партия выступает за выход экономически развитой Фландрии из состава Бельгии). Девинтер и феминистка Вивьен Тейтельбом практически в один голос называют предоставление геям услуг суррогатных матерей торговлей детьми, но объяснить, чем похожа на такую торговлю помощь в зачатии тем, кто неспособен сделать это естественным путем, они даже не пытаются.
А вот об этом в сюжете Чечулинского нет ни слова: организация Men Having Babies помогает не только состоятельным людям, которые могут позволить себе заплатить кругленькую сумму за услуги суррогатной матери. В основном у нее совсем другие клиенты. Как указано на ее сайте, одно из главных направлений работы — это программа поддержки геев-родителей, которая предлагает тем, кому не хватает средств, существенные скидки, бесплатные услуги и даже гранты наличными, чтобы они смогли осуществить свою мечту стать родителями.
А что же с уже родившимися детьми, которых матери якобы готовы продать гомосексуальным парам? Об этом в сюжете опять же ничего нет. И это вполне понятно: по законам Бельгии, как и любого цивилизованного государства, торговля людьми — преступление. В 1995 году в стране принят специальный закон о борьбе против торговли людьми.
Но НТВ не считается с такими тонкостями, если они мешают эффектному разоблачению «торговцев детьми», и одновременно с сюжетом в «Центральном телевидении» публикует еще и твит с кратким содержанием сюжета.
https://twitter.com/ntvru/status/1182958298229825537?s=19
Этот лаконичный текст и приложенный к нему короткий видеоролик интересны тем, что в них вообще нет ни слова правды.