Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.59
  • EUR100.27
  • OIL86.27
Поддержите нас English
  • 2365
Антифейк

НТВ рассказало, как украинский студент готовил теракт в сочинской школе, но концы с концами в сюжете не сходятся

В новостях НТВ вышел сенсационный сюжет корреспондента Ильи Ушенина, на сайте телекомпании озаглавленный «Месть за Крым и Донбасс: школьница рассказала, как ее вербовал террорист Гриб». В сюжете говорится:

«В Верховном суде рассматривают апелляцию на приговор гражданину Украины Павлу Грибу, который осужден за попытку завербовать школьницу для совершения теракта в Сочи. Гриб, по данным следствия, уговаривал девушку устроить взрыв прямо на территории учебного заведения, во время торжественной линейки.

Задуманный Грибом теракт должен был стать актом мести украинских националистов за Крым и Донбасс. Татьяна Ершова согласилась и получила инструкции по изготовлению бомбы, но осуществить задуманное не смогла — ее и вербовщика задержали сотрудники ФСБ.

За попытку дистанционно, с территории Украины, организовать теракт в сочинской школе Павла Гриба ранее приговорили к шести годами колонии. С решением суда он не согласился и обратился с апелляцией в Верховный суд.

Исполнительницей взрыва должна была стать 19-летняя Татьяна Ершова. Она проходит по делу в качестве свидетеля.

Татьяна Ершова: “Взрывчатое вещество — нитроглицерин, по идее, я должна была его сама сделать. Оболочка из огнетушителя, поражающие элементы какие-нибудь”.

Они познакомились в соцсети. Она — обычная сочинская одиннадцатиклассница, он — сын капеллана ВСУ. Сначала говорили о ситуации на Украине, затем Павел начал спрашивать, не хотела бы она вступить в ряды националистов. Татьяна, у которой к Павлуеще и чувства возникли, согласилась. Хотели, например, создать лагерь для детей неукраинского происхождения младше трех лет, где выживали бы только сильнейшие. Затем вместе собирались казнить ополченцев Донбасса, о чем Татьяна не стесняясь рассказала на первом же допросе».

Далее следует оперативная съемка: невидимый собеседник задает девушке вопрос о том, какой способ казни — «повешение, перерезание горла, расстрел,  закопать заживо, сжечь заживо, газом отравить» — лично она предпочла бы, если бы «была в команде исполнителей приговоров». Та, задумавшись, отвечает без всяких эмоций: «Лично мне… больше… наверное, сжечь». Автор сюжета сообщает подробности:

«К 18 годам Татьяна уже умела стрелять из автомата и обучилась технике ножевого боя. В их паре сильной половиной скорее была она. Павел <…> был идеологом. Вместе влюбленные рассуждали, кого бы они оставили в живых в своем мире».

И девушка в кадре (уже явно не оперативная съемка, а скорее инервью НТВ) без малейших признаков раскаяния рассказывает:  «… антифашистов… — их тоже в минус». Корреспондент за кадрм уточняет: «А фашистов, разумеется, оставить?» Девушка охотно отвечает с застенчивой улыбкой: «Фашистов, нацистов, националистов можно оставить» — и кокетливо хихикает. Сюжет продолжается:

«Сотрудники ФСБ изучили переписку Павла и Татьяны — в ней Гриб последовательно готовит тогда еще школьницу к совершению теракта. Проявить себя Татьяна так и не успела. Незадолго до взрыва они решили встретиться с Павлом в приграничном Смоленске. Там их задержали».

Так в тексте, опубликованном на сайте НТВ. Но в самом сюжете корреспондент за кадром говорит не так:

«Незадолго до взрыва они решили встретиться с Павлом лично в Белоруссии».

А затем переходит к подробностям планируемого теракта:

«Взрыв самодельной бомбы должен был произойти вот здесь, во дворе сочинской 26-й школы. В этот день, как рассчитывал Павел Гриб, здесь могли находиться до двух тысяч человек, в основном это старшеклассники, сдающие ЕГЭ, их родители и педагоги. <…>

Это сейчас оперативники спокойно рассказывают о том, как им удалось предотвратить преступление, а тогда счет шел на минуты — Татьяна уже готовилась записать специальное видеообращение.

Сразу после встречи с украинскими дипломатами Павел Гриб отказался от своих показаний и заявил, что теперь он политзаключенный. За его освобождение сразу выступили Госдепартамент США, несколько стран Прибалтики и Польша.

По словам силовиков, учитывая, что Ершова дала признательные показания и вообще согласилась сотрудничать со следствием, уголовное наказание ей не грозит. Девушке даже помогли устроиться на работу художником».

В сюжете поразительно все, начиная с фабулы якобы задуманного теракта: взрыв нитроглицерина в корпусе от огнетушителя в школьном дворе. Нитроглицерин — вещество крайне нестабильное, и попытка школьницы самостоятельно его получить и изготовить из него бомбу, скорее всего, закончилась бы взрывом прямо в ее импровизированной лаборатории. Но даже если бы ей это удалось, остается непонятно, как она должна была доставить бомбу в школьный двор и спрятать ее, чтобы дистанционно взорвать, когда во дворе будет много людей.

Впрочем, все это, как и саму идею взорвать обычную сочинскую школу, еще кое-как можно списать на невысокий интеллектуальный уровень подростков-террористов. Но другие подробности сюжета таким образом уже не объяснить.

Татьяна предстает в сюжете безжалостным существом, готовым к массовым убийствам. К теракту она якобы действительно готовилась — как заявляет автор, «счет шел на минуты» (правда, не уточняет, успела ли она получить нитроглицерин или хотя бы достать реактивы для его получения). Корреспондент утверждает, что в паре с Павлом Грибом она была «сильной половиной».

И тем не менее «уголовное наказание ей не грозит», хотя все, что пытаются предъявить Грибу, — это нелепая провокационная болтовня в интернете, а вот Татьяна, по официальной версии, непосредственно занималась подготовкой теракта. Но осудили не ее, а Павла. И более того, сотрудники ФСБ помогли ей устроиться на работу  — интересно, в каких организациях принимают на работу художников по рекомендации ФСБ. Создается впечатление, что ее отношения с этой структурой несколько теснее, чем пытается представить НТВ.

И тут стоит обратить внимание на расхождение сюжета, вышедшего в эфир, и его текстовой версии на сайте НТВ. Где же собирались встретиться Гриб и Ершова — в Смоленске или в Белоруссии?

Ответ на этот вопрос хорошо известен. Встреча была назначена в Гомеле. Водитель автобуса, в котором ехал Гриб, подтверждает, что тот вышел на гомельском автовокзале. После этого Павел две недели не выходил на связь — пока не обнаружился в краснодарском СИЗО. Ершова после этого дала комментарии белорусским журналистам, заявила, что предупреждала Гриба об опасности, и сообщила, что собирается ехать в ФСБ для беседы, после чего на связь уже не выходила.

По информации «Новой газеты», ФСБ, узнав о переписке Гриба и Ершовой, вынудила ее сотрудничать, угрожая преследованием за террористическую деятельность. Именно по инициативе ФСБ Татьяна и выманила Гриба в Белоруссию, где сотрудники ФСБ его похитили и переправили в Россию. Но если Ершова — информатор ФСБ, то крайне сомнительно, что вообще была какая-то подготовка теракта.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari