Прокремлевские СМИ дружно распространяют и комментируют заявление пресс-службы российского посольства в Великобритании:
«3 июля МИД Великобритании сообщил, что на сессии Совета по правам человека ООН британская делегация “призвала Россию обеспечить международным наблюдателям в области прав человека доступ в незаконно аннексированный Крым”.
Оставляя за скобками тему “незаконной аннексии” (позиция России по этому вопросу хорошо известна), хотели бы отметить, что Республика Крым открыта для посещения любыми иностранными и международными делегациями, как и вообще любыми иностранными гостями, наравне со всеми другими регионами нашей страны. В этой связи указанный призыв Форин Офиса вызывает недоумение. Усматриваем в нем очередную попытку недобросовестного использования проблематики прав человека со стороны британских коллег».
ТАСС сообщает об этом под заголовком «Посольство РФ: призыв Лондона обеспечить наблюдателям доступ в Крым вызывает недоумение». РИА «Новости» приводит заявление вице-спикера крымского парламента Владимира Бобкова: «Когда сегодня говорят, что кого-то не допускают на полуостров, это миф, параллельная реальность, которая сформирована зарубежными дипломатами».
Другие прокремлевские СМИ соревнуются между собой в лихости заголовков. «Газета.ru»: «“В недоумении”: Лондон требует пустить наблюдателей в Крым». РИА ФАН: «В Крыму уличили власти Британии в двойной игре». Телеканал «ТВ Центр»: «Британцев поставили на место после выпада против России из-за Крыма». Regnum же и вовсе переходит на дворовую лексику: «Посольство РФ: Лондон не по делу высказался о “правах человека в Крыму”».
Тем не менее правозащитники из Совета по правам человека ООН вовсе не считают, что дорога в Крым для них открыта. В сентябре 2018 года британский представитель в ООН Джулиан Брейтуэйт на сессии Совета по правам человека заявил:
«Весьма прискорбно, что Россия продолжает отказывать УВКПЧ [Управлению верховного комиссара ООН по правам человека] в доступе в незаконно оккпированный Крым, в результате чего миллионы гражданских лиц остаются вне поля зрения международного сообщества. Отсутствие доступа УВКПЧ означает, что мы не можем в полной мере знать о нарушениях прав человека, которые по-прежнему совершаются в Крыму, но мы очень обеспокоены нарушениями, подробно описанными в докладах Миссии по наблюдению».
И говорят об этом не одни лишь британские дипломаты. В опубликованном 13 июня 2019 года докладе Управления верховного комиссара ООН, посвященном ситуации с правами человека в Украине, говорится:
«Российская Федерация, оккупирующая держава в Крыму, до сих пор не предоставила УВКПЧ доступ на полуостров в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН 68/262 о территориальной целостности Украины и резолюциями ГА ООН 71/205, 72/190 и 73/263. УВКПЧ осуществляет мониторинг ситуации с правами человека на полуострове с материковой части Украины. В течение отчетного периода Российская Федерация продолжила применять свое законодательство вопреки международному гуманитарному праву, которое распространяется на оккупирующую державу, и совершать нарушения прав человека, в частности, в отношении задержанных лиц и лиц, стремящихся получить доступ к образованию на украинском языке. Также, особенно остро затрагиваются права крымских татар».
А сотрудник миссии ООН Владимир Щербов, один из авторов доклада об Украине, в интервью, опубликованном 12 июня в бюллетене ООН, рассказал:
«У нашей Миссии, начиная с марта 2014 года, нет физического доступа на территорию Крыма. Весь мониторинг мы ведем исключительно дистанционным образом. Жертвы, свидетели, родственники, все, кто обладает какой-либо информацией о ситуации на счет прав человека в Крыму, выезжают на территорию и административную линию с Крымом. Мы регулярно беседуем с людьми и уверены, что это ограничение не является определяющим фактором, мы в состоянии получать информацию в полном объеме о том, что там происходит.
Российская Федерация просто отказывает в доступе нашей Миссии систематически, не объясняет отказ, но Управление Верховного комиссара по правам человека регулярно обращается к правительству Российской Федерации как к оккупирующей державе — после принятия соответствующих резолюций для предоставления доступа наших сотрудников на территорию полуострова. Поэтому это не является препятствием для нашей мониторинговой работы. Каждый из наших докладов содержит соответствующий раздел о нарушении прав человека и нарушения международного гуманитарного права в контексте того, что Российская Федерация является оккупирующей державой территории Автономной Республики Крым».
Так кто же прав — российское посольство в Лондоне или правозащитная миссия ООН? Российские дипломаты справедливо указывают, что любой иностранец, имеющий право въезда на территорию России, может беспрепятственно посетить Крым. Но наблюдателям ООН требуется не просто возможность посещений, а создание своего офиса и возможность вести работу на постоянной основе. Разрешения на это власти не дают, а работа без него была бы нарушением условий пребывания иностранцев в РФ. Так что заявление посольства вряд ли можно считать адекватной реакцией на заявление британской делегации в ООН.