Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD88.44
  • EUR96.24
  • OIL82.15
Поддержите нас English
  • 1077

РИА «Новости» сообщает:

«Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) практически расколота, Москва заинтересована в преодолении кризиса организации, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

“Ситуация в ОЗХО не вызывает удовлетворения. Организация практически расколота из-за попыток постоянно политизировать различные аспекты ее деятельности”, — сказал Лавров во время встречи с гендиректором техсекретариата ОЗХО Фернандо Ариасом Гонсалесом.

Москва с тревогой относится к созданию атрибутивного механизма в ОЗХО, что было грубейшим нарушением Конвенции о запрещении химического оружия, отметил российский министр.

По его словам, “когда Конвенция, опирающаяся на принцип консенсуса, по определению изменяется путем голосования, это создает очень нервозную ситуацию и посылает плохой пример другим международным организациям”.

“Россия заинтересована в преодолении нынешнего кризиса”, — заявил Лавров, отметив, что Москва серьезно озабочена сложившейся ситуацией.

“Мы убеждены, что только через объединение усилий всех стран, осознающих глубину проблем, можно оздоровить обстановку в ОЗХО и вернуть эту организацию, ее работу, в нормальное консенсусное русло без какой-либо политизации”, — отметил он.

В конце июня 2018 года государства-участники ОЗХО в ходе специальной сессии Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия в Гааге проголосовали по предложенному Великобританией решению о расширении мандата ОЗХО, разрешающему организации устанавливать виновных в химатаках.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал как “нездоровую” ситуацию вокруг наделения технического секретариата ОЗХО дополнительными функциями установления виновных в химатаках».

В действительности в Конвенции о запрещении химического оружия нет ни слова о том, какие выводы о фактах применения химического оружия вправе делать ОЗХО, а какие не вправе. Там описана процедура проверок и требования к итоговым докладам по их результатам. В частности, приложение о проверках содержит такую формулировку:

«Если в ходе расследования инспекционная группа собирает, среди прочего, путем идентификации любых примесей или других веществ в ходе лабораторного анализа отобранных проб любую информацию, которая могла бы способствовать установлению источника применявшегося химического оружия, то эта информация включается в доклад».

Кроме того, в приложении есть и такой пункт:

«В случае предполагаемого применения химического оружия, к которому причастно государство, не являющееся участником настоящей Конвенции, или на территории, не контролируемой государством-участником, Организация тесно сотрудничает с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. По соответствующей просьбе Организация предоставляет свои ресурсы в распоряжение Генерального секретаря Организации Объединенных Наций».

Эти формулировки предполагают, что ОЗХО может делать некоторые выводы относительно виновника применения химического оружия.

Создаваемый атрибутивный механизм не упомянут в конвенции, но в ней вообще не говорится о конкретных органах, создаваемых организацией, в том числе о специальной миссии по установлению фактов применения химического оружия. Специальная миссия была создана в 2014 году, через 21 год после принятия конвенции.

Слова Лаврова о том, что «конвенция, опирающаяся на принцип консенсуса, по определению изменяется путем голосования», не соответствуют действительности. Прежде всего, никакого изменения конвенции не произошло. Решение же о наделении организации атрибутивными функциями принято в полном соответствии с процедурой, предписанной самой конвенцией:

«Решения по вопросам существа по мере возможности должны приниматься консенсусом. Если при принятии решения по какому-либо вопросу достичь консенсуса не удается, то Председатель на 24 часа откладывает всякое голосование и в этот период отсрочки прилагает всяческие усилия к тому, чтобы облегчить достижение консенсуса, и до окончания этого периода представляет Конференции доклад. Если по истечении 24 часов достижение консенсуса невозможно, то Конференция принимает решение большинством в две трети голосов членов, присутствующих и участвующих в голосовании».

Так называемый «кризис» в ОЗХО, о котором говорит Лавров, по-видимому, связан с отказом России вносить средства в специальный фонд для создания атрибутивного механизма.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari