Первый канал в утреннем выпуске новостей сообщает:
«Правительство Британии не нашло доказательств того, что Россия вмешивалась в демократические процессы королевства.
Это особо подчеркивается в официальном ответе кабмина на доклад парламентской комиссии, часть которого посвящена так называемой угрозе российского влияния на английскую внутреннюю политику.
В отчете под названием “Фейковые новости” депутаты более чем в полусотни пунктах <орфография сайта “Первого канала” сохранена. — The Insider> расписали рекомендации властям, как, по их мнению, следует бороться с «информационной агрессией Москвы». Например, предлагали ввести налог на интернет-компании, чтобы на собранные деньги искать в Сети фейковые новости. Но, как следует из ответа кабмина, депутатские инициативы в правительстве поддержки не нашли».
В действительности ничего подобного британское правительство не заявляло.
Парламентский комитет по информационным технологиям, культуре, СМИ и спорту проводил расследование российского вмешательства в демократические процессы — как в президентские выборы в США, так и в референдум по Brexit. 29 июля комитет опубликовал промежуточный доклад о расследовании и направил правительству конкретные предложения.Правительство сегодня направило комитету ответ. Как пишет The Telegraph, из 52 предложений 3 полностью приняты, 4 полностью отклонены, в том числе введение нового налога для компаний Facebook и Twitter, средства от которого могут быть направлены на финансирование образовательных программ в школах, а также ограничение размеров пожертвований на политические кампании в интернете для частных лиц. На остальные предложения окончательные ответы не даны.
Ответы правительства опубликованы на сайте британского парламента. 41-я рекомендация парламентариев выглядит так:
«В ноябре 2017 года премьер-министр обвинила российское государство во вмешательстве в выборы и распространении “фейковых новостей” с целью “использования информации в качестве оружия” и посеять раздоры на Западе. Из комментариев тогдашнего министра иностранных дел ясно, что он разделял ее беспокойство. Тем не менее существует разрыв между выраженным правительством беспокойством по поводу иностранного вмешательства в выборы и упрямством технических компаний, отказывающихся признавать проблему. Мы ожидаем, что этой осенью вопрос и возможный план действий будут упомянуты в “Белой книге”» (официальном сообщении правительства).
На это правительство отвечает:
«В ноябре 2017 года премьер-министр обвинила российское государство в длительной кампании кибершпионажа и подрывных действий, включавшей вмешательство в выборы и взлом компьютерных сетей министерства обороны Дании и Бундестага Германии. Как отметил [парламентский] комитет, премьер-министр заявила, что Россия стремится к использованию информации в качестве оружия, «привлекая свои управляемые государством медиакомпании для распространения фейковых новостей и фотомонтажей, чтобы посеять раздоры на Западе и подорвать наши институты». После применения нервно-паралитического отравляющего вещества в Солсбери в марте этого года мы установили, что российское государство распространило по меньшей мере 38 дезинформационных фальшивых сообщений об этом преступлении.
Тем не менее мы хотим повторить, что правительство не обнаружило свидетельств успешного <курсив наш. — The Insider> использования иностранными субъектами, включая Россию, дезинформации для влияния на демократические процессы в Соединенном Королевстве. Однако мы не успокаиваемся на достигнутом, и правительство активно взаимодействует с партнерами в целях разработки эффективной политики по решению этой проблемы».
Далее в ответе указаны ключевые области, которым в связи с этой проблемой правительство уделяет особое внимание, в частности создание образовательных и обучающих программ, которые дадут гражданам навыки, позволяющие отличать факты от вымысла, и сотрудничество с технологическим сектором и платформами социальных сетей для разработки ответных мер.
Таким образом, правительство вовсе не утверждает, что Россия не пыталась вмешаться в британские демократические процессы. Оно лишь заявило, что, по имеющейся у него информации, Москве не удалось добиться желаемого. Тем не менее существование проблемы российского вмешательства правительство признает.
«Вести» поступили несколько тоньше: на их сайте материал озаглавлен «У Лондона нет доказательств вмешательства России в британские демократические процессы», но в его тексте все же оговорено, что речь идет лишь о доказательствах успешного вмешательства.