В воскресном выпуске «Вестей» появился развернутый сюжет, на сайте программы озаглавленный «Facebook клеймит и подставляет россиян». Автор сюжета Александр Евстигнеев рассказывает о том, как журналисты датского телевидения обнаружили, что соцсеть составляет базу данных пользователей, интересующихся государственной изменой, причем в России таких нашлось 65 тыс.
Речь идет о технологии таргетирования: соцсеть в автоматическом режиме собирает данные об интересах и предпочтениях пользователей, чтобы рекламные компании могли предлагать каждому именно те товары и услуги, которые ему могут быть интересны.
Среди многих сотен, если не тысяч, маркеров, определяющих интересы пользователя, нашлось и слово treason — государственная измена. И теперь, по мысли автора сюжета, 65 тыс. россиян помечены как потенциальные изменники. Впрочем, еще до него об этом написал журналист The Guardian Алекс Херн, которого обеспокоило, что «в репрессивном государстве они потенциально оказываются в зоне риска». Впрочем, в той же статье в британской газете представитель соцсети объясняет, что маркер подразумевает лишь интерес к определенным моментам истории.
Но «Вести» на этом основании разворачивают масштабную конспирологическую картину. «Виртуальный шпионский скандал начался с датских телевизионщиков. Обратили внимание: Facebook ”наклеил“ ярлыки на 65 тысяч пользователей. Причем только из России. Подключилась британская Guardian — с характерной риторикой: ”Теперь им грозят репрессии, русские хакеры орудуют в соцсетях!“ Не задали главный вопрос: зачем Facebook искал предателей онлайн?»
«Вас интересуют 65 тысяч потенциальных изменников родины в России. Вы ставите галочку, и именно этим людям начинает показываться реклама вашей компании, продуктов или вашего фонда», — говорит в сюжете «Вестей» эксперт по информационной безопасности Александр Власов.
«Беспрецедентная и отвратительная вещь. Ситуация уже напоминает какие-то антиутопии Оруэлла про просчет людей, их категоризацию», — клеймит американскую соцсеть представитель МИДа Мария Захарова.
И жирную точку ставит один из крупнейших российских предпринимателей в области информационных технологий, до недавнего времени сопредседатель созданной небезызвестным Николаем Стариковым партии «Великое Отечество» Игорь Ашманов: «Можно строить какую-то конспирологию, что это может быть за рекламодатель, которому нужна такая категория русских граждан. Но ответ здесь может быть только один — это разведка».
Логика автора сюжета поистине удивительна: он ставит знак равенства между интересом к теме государственной измены и склонностью к измене. Так прямо и говорит: «Личность пользователя с пометкой ”склонен к госизмене“ — фамилия, имя, отчество, адрес — установить можно. Современные алгоритмы анализа интернет-данных позволяют». По этой логике всякого любителя детективов можно объявить потенциальным преступником.
Тема госизмены в России интересна многим: сказывается и инерция насаждавшейся в советские времена шпиономании, и усилия современных пропагандистов, которые любят пугать публику кознями западных спецслужб, и мода на причудливые конспирологические теории о «тайном мировом правительстве» и тому подобных международных злодеях. Да что далеко ходить за примером: как раз сам сюжет «Вестей» о Facebook и подогревает интерес к теме.
И если бы некая спецслужба попыталась искать объекты для вербовки с помощью базы пользователей соцсети, интересующихся темой измены, ее, скорее всего, ждало бы разочарование: в списке оказались бы в основном ура-патриоты и любители конспирологии.
А потому, если попытаться непредвзято ответить на вопрос, который поставил сам себе Игорь Ашманов, — «что это может быть за рекламодатель, которому нужна такая категория русских граждан?», — то ответ очевиден: такие списки по интересам нужны прежде всего для рекламы фильмов и книг. Трудно поверить, что этого не понимает глава крупной компании, занимающейся интернет-маркетингом.
Любопытно, что статья в The Guardian вышла еще 11 июля, а на следующий день об этом сообщил сайт РБК. На выстраивание конспирологической теории о спецслужбах, следящих за пользователями соцсети, у «Вестей» ушло полторы недели.