Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 10346

«Первый канал» сообщает: «В Сирии эксперты из Организации по запрещению химического оружия до сих пор не приступили к работе в городе Дума в Восточной Гуте. Поездка на место предполагаемой химической атаки сорвалась из-за обстрела со стороны боевиков».

Информация выглядит странно: еще 29 марта Сергей Лавров заявил, что Восточная Гута очищена от боевиков практически полностью. Ни о каком успешном контрнаступлении противников Асада после этого сообщений не было. Так что же это был за обстрел и откуда взялись боевики?

18 апреля британский телеканал Sky News сообщил, что группу обеспечения безопасности ООН, проводившую рекогносцировку перед прибытием экспертов ОЗХО, в Думе встретили огнем из стрелкового оружия и взрывом небольшой мощности. При этом никто не пострадал.

Сирийские правительственные войска не сопровождали группу ООН, объяснив ей, что по условиям соглашения о прекращении огня они не могут входить в этот район. Поэтому сопровождение осуществляла российская военная полиция (возможно, соглашение запрещает вооруженным алавитам появляться в районах, населенных суннитами, но на российских союзников Асада запрет не распространяется). В первом из двух районов, посещенных группой, ее встретила большая толпа местных жителей, очевидно, враждебно настроенных по отношению к российским военным. Во втором районе прозвучали выстрелы и взрыв.

После этого гендиректор ОЗХО Ахмет Узюмджю заявил, что не может сказать, когда эксперты организации смогут начать работу в Думе.

Sky News особо обращает внимание на то, что более чем через неделю после химической атаки следы хлора найти трудно, но нервно-паралитические отравляющие вещества более устойчивы и с большой вероятностью могут быть обнаружены.

Сергей Лавров в связи с этим заявил: «Кому-то очень не хотелось, чтобы они попали своевременно в тот район, о котором идет речь. В момент, когда они находились в этом районе, началась стрельба из той части города, где еще остались несколько десятков экстремистов, которые явно были предупреждены о том, кто конкретно будет выдвигаться в этот район и с какой целью».

В том, что кто-то сознательно препятствует работе экспертов ОЗХО в Думе, российский министр, очевидно, прав. Но странно выглядит его заявление о городском районе, в котором после того, как правительственные войска установили контроль над городом, остаются десятки экстремистов: получается, что этот район контролируют боевики, а это противоречит более раннему заявлению Лаврова о том, что Восточная Гута от них практически очищена. И совсем уж странно, что он разделяет «этот район», где находилась миссия ООН, и «ту часть города», где остались боевики: совершенно непонятно, откуда и в кого стреляли.

За неделю до этих событий российский Генштаб сообщил, что российские эксперты исследовали пробы грунта с места предполагаемой химической атаки в Думе и не нашли следов отравляющих веществ. Таким образом, работе российских специалистов загадочные боевики почему-то не мешали, а вот группу ООН, готовившую прибытие экспертов ОЗХО, встретили предупредительными выстрелами. Если это не фикция и российские специалисты действительно проводили экспертизу на месте событий, то боевики, которые, по словам Лаврова, «явно были предупреждены о том, кто конкретно будет выдвигаться в этот район и с какой целью», целенаправленно препятствуют только работе ООН и ОЗХО.

Остается лишь догадываться, какое из двух противоречащих друг другу заявлений Лаврова неправда: об успехах сирийских правительственных войск в Восточной Гуте или о том, что провокацию, сорвавшую начало работы экспертов ОЗХО в Думе, устроили боевики, враждебные режиму Асада.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari