Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Перестрелка с 15 жертвами на Таджикско-Узбекской границе в реальности не имела отношения к "Исламскому государству" - источник

Кровавое столкновение в Таджикистане вблизи границы с Узбекистаном, жертвами, по сообщению Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ), стали якобы 15 боевиков ИГ и несколько таджикских силовиков, в действительности не было нападением террористов, об этом сообщил информированный источник The Insider.

По версии таджикских силовиков, боевики ИГ еще 3 ноября скрытно переправились из Афганистана в Таджикистан с целью проведения в стране терактов, три дня передвигались по территории Таджикистана, беспрепятственно проехав более 200 километров на машинах с душанбинскими номерами  (неизвестно откуда взявшимися в районе Кубодиен, где они якобы перешли границу из Афганистана).  А затем в ночь на 6 ноября 20 мужчин, афганцы и таджики, в масках на четырех автомобилях оказались у погранзаставы «Ишкобод», находящейся неподалеку от сельского джамоата Эсанбой в 60 километрах от столицы. Совершив вооруженное нападение на погранзаставу, они захватили 5 автоматов Калашникова. После чего 15 из нападавших боевиков были уничтожены, а затем и сожжены таджикскими силовиками вместе с машинами, а еще пятеро задержаны. Среди них четыре женщины-таджички.

Утром 6 ноября на сайте МВД Таджикистана (неясно, кто проводил операцию по ликвидации нападавших, ГКНБ или МВД) появились фотографии с места случившегося, - сгоревшие машины, раскиданные обожженные трупы.На двух фото видны тела с наручниками на руках, связанными за спиной. Еще на одном - тело женщины, на ногах у которой тапочки... Как могли боевики совершать нападение с наручниками на руках? Или их надели уже на убитых? Откуда женщины в тапочках среди нападавших? От ответа на эти вопросы таджикских журналистов силовики уклонились. После этого фото были обрезаны так, что трупов с наручниками там уже не было, а затем и вовсе все фото с сайта МВД исчезли.

Так, что же случилось в ту ночь у погранзаставы “Ишкобод”?

По информации, полученной от осведомленного источника The Insider, близкого к силовым структурам Таджикистана, нападение на пограничников действительно имело место. Однако, никакого отношения к нему не имели боевики ИГ, которых там не было, как не было их тайной переправы через афгано-таджикскую границу, что подтвердили представители силовых структур Афганистана.

По данным источника, нападавшие были связаны с бизнесом по продаже смолы растения ферулы, издавна используемой в лечебных целях. В Индии смолу якобы «лечающую рак» используют в фармацевтике и ее поставки туда из Таджикистана и Афганистана хорошо оплачиваются. Бизнесом по сбору смолы ферулы, согласно Указу Президента Таджикистана должна заниматься только компания “Фароз”, принадлежащая одному из зятей президента Таджикистана Эмомали Рахмона, Шамсулло Сохибову. Сборщиками смолы традиционно являются афганцы, десятками прибывающие по рабочей визе на сезон из Афганистана и набираемые бригадирами-афганцами. На трудную работу сборщика, вынужденного жить в полевых условиях, они также нанимают и местных жителей, в том числе обездоленных женщин для вспомогательных работ.

Каждый год, а порой и не раз, монополист устанавливает цену на ферулу и это часто предмет конфликта между сборщиками и компанией.  В апреле нынешного года это впервые переросло в митинг протеста у центрального офиса компании «Фароз»- явление из ряда вон выходящее в стране, где любая попытка пикета и митинга жестко пресекается и наказывается. Митингующие посчитали объявленную цену в 10 долларов за килограмм ферулы «обманом». Несколько митингующих были задержаны, их судьба не известна. В сентябре нынешнего года компания сообщила о самоликвидации и начала увольнять некоторых сотрудников. На фоне неоплаченных партий часть бригадиров-сборщиков смолы расценили это как попытку работодателей “кинуть” их, выдавить из бизнеса. Начались разборки. В начале ноября около душанбинского рынка “Фаровон» принадлежащем другому зятю президента, Зарифбеку Давлатову, произошла стычка между бригадирами и представителями “Фароза”.

По данным источника The Insider, после стычки разъяренных сборщиков, таджики и афганцы, некоторые из них с женами и подругами, покинули Душанбе. А затем, якобы поддавшись на уговоры провокатора из спецслужб в группе, решили отомстить обидчикам, для этого им понадобилось оружие. Чтобы завладеть им, они направились в хорошо знакомое им место, в джамоат Эсанбой, где они ежегодно собирают смолу, хорошо знают местных пограничников и вообще чувствуют себя как дома.

Без потерь завладев пятью «калашниковыми», спустя несколько часов по дороге назад они были атакованы прибывшими силовиками. Машины со сборщиками были сожжены, а большинство их самих - расстреляны. На место расправы были доставлены несколько других неизвестных арестованных, где они были расстреляны, тоже неизвестно, но тела их также были раскинуты среди остальных. Так появились на сайте таджиского МВД фото “боевиков ИГ” в наручниках, позже спешно убранные. Кстати, исчезли с сайта и метаданные фотографий, где, когда и какой аппаратурой сделанные.

Версия о причастности к ночному побоищу в Таджикистане боевиков ИГ из Афганистана была выдумана, поскольку она как нельзя лучше соответствует нынешней геополитической конъюнктуре. В конце октября - начале ноября, в Таджикистан и Узбекистан нанес визиты секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, где обсуждал с коллегами “угрозы и вызовы” из Афганистана, что требует координации усилий с Москвой. «Вызов» подоспел очень кстати.

Что же касается того, что ИГ “взяло на себя ответственность” за нападение на погранзаставу, причем, только спустя три дня после произошедшего, то известно, что в Душанбе через дружественные контакты со структурами саудитов научились просить об этом аффилированный с игиловцамми web-ресурс “Amoc”, который и сообщил о “признании”. Нечто подобное произошло и во время прошлогоднего нападения на в Таджикистане на четверых американцев и европейцев, путешествовавших на велосипедах по Средней Азии. Тот теракт, также вызывающий много вопросов у экспертов, таджикских и иностранных, был использован властями Таджикистана для дискредитации своей внутренней оппозиции, Партии исламского возрождения, боевики которой присягнувшие якобы на верность ИГ, совершили по его заданию нападение на туристов.