В аннексированном Крыму перебои с водоснабжением не редкость. Во многих городах и раньше вода подавалась по графику всего несколько часов в сутки, но из-за недавнего наводнения некоторые районы остаются без воды на несколько дней. В Симферополе люди по-прежнему почти не видят горячей воды, а в Феодосии из-за постоянных работ из крана тонкой струей течет ржавчина. Власти обещают решить проблему с помощью опреснительных станций, но эксперты утверждают — этот проект дорог, неэффективен и опасен для экологии. Украина уже говорила о готовности рассмотреть предложение о продаже Крыму воду (что было бы гораздо дешевле опреснения), но в Кремле такие предложения не рассматривают.
Проблемы с водой в Крыму начались с момента аннексии полуострова Россией в 2014 году. Регион был отрезан от подачи пресной воды из Днепра, когда Киев перекрыл ее поставку через Северо-Крымский канал и водохранилища перестали наполняться. Вода во многих населенных пунктах стала подаваться по графику, в самые засушливые периоды буквально по несколько часов в день утром и вечером, а после наводнения многие и вовсе не видят воды по несколько дней.
«На днях у нас произошел очередной прорыв воды, — рассказывает Александр Попов из Феодосии. — На место аварии приехали службы и сразу же перекрыли подачу водоснабжения. Прошло 2 дня, воды до сих пор нет, никакие службы к нам больше не приезжали. Мы обратились в дежурную службу ГУП РК «КРЫМ», диспетчер сухо ответил, что свободных бригад нет. Обычно воду дают только на один час в нашем районе, но на мою улицу она даже не доходит, потому что напор очень слабый. Вся наша улица снова без воды вторые сутки, в домах живут инвалиды, пенсионеры, дети. На улице ужасная жара. Люди не могут помыться, банально утолить жажду, мы все тут просто гнием. При этом счета приходят и за холодную воду, и за горячую, которой нет уже третий месяц».
Для поддержки граждан ГУП РК «Вода Крыма» организовал подвоз пресной воды жителям, у которых на несколько дней отключают воду. Однако оказалось, что многие так и не получили обещанной воды.
«Недавно мы переехали на съемную квартиру, хозяин при въезде сказал, что вода подаётся без перебоев, но либо он недоговорил, либо нам просто не повезло, — жалуется Алла Дмитрова из Симферополя. — За две недели воду отключали трижды, поэтому нам был положен подвоз воды. Я написала жалобу, а в ответ получила: «В 20:00 был подвоз воды, но ее никто не брал, поэтому водовозка уехала на другие адреса». Это просто смешно, многие люди уже вернулись к 20 часам домой с работы, никакого водовоза и в помине не было».
Ежедневные проблемы с подачей воды во многих городах начались после недавних ливней в Крыму, которые повлекли за собой наводнение. На улицах ведутся восстановительные работы, из-за которых полностью перекрывают водоснабжение, иногда на несколько дней.
«Компания, которая обеспечивает водоснабжение, только и может что извиняться. Извинения за неудобства — это, конечно, прекрасно, только третий день уже нас маринуют без воды, на улице лето, жара, — рассказывает житель Керчи Дмитрий Пешков. — Зато платежки за воду присылают вовремя, никакие неудобства никому не мешают. Один раз вовремя не заплатили, нам телефоны просто оборвали, орали, что мы должники и нам отключат воду за неуплату. Мы так смеялись, ведь отключать то, чего и так нет... ну сами понимаете. Я уже забыл, когда мылся нормально в последний раз, не считая секунды, чтобы не дай бог не опоздать и не остаться в мыльной пене. Были сильные ливни, наш город конкретно затопило, сейчас ведут разные восстановительные работы, буквально каждый день читаю в новостях. Это хорошо, конечно, но проблема в том, что из-за работ отключают воду. Парадокс, получается, на улице сейчас так много воды, а дома у нас ее совсем нет».
У некоторых в домах все же есть вода, только это ржавый кипяток. Организованный подвоз воды ограничен в адресах, многие просто не попадают в список, а если и попадают, то днем, когда находятся на работе и физически не могут забрать воду.
«Обещали подвоз воды, но моего адреса почти никогда нет в списке, — рассказывает Ирина Дулина из Симферополя. — Обычно в комментариях мне отвечают «при таком масштабном ограничении нет возможности подвести во все адреса, мы делаем все возможное». Когда наш адрес наконец появляется, то время там до 14:00, с 14 до 15:30, как быть тем, кто работает и не может подойти в это время? А инвалидам, которые вообще не могут выйти из дома? Неужели нельзя хотя бы на этот период наполнить бочки, которые недавно зачем-то установили во многих районах, так и стоят пустые. На этой неделе одни работы, на следующей — другие. Слышала, у кого-то нет горячей воды, а у нас, наоборот, кипяток, причем очень ржавый. Ни помыться, ни попить. У нас маленький ребенок. Я уж молчу о том, что мы живем с родителями, то есть нас 5 человек — всем надо в туалет, в душ, еду приготовить. Мы неоднократно обращались в разные структуры, где-то нас вежливо посылают, где-то кормят обещаниями, а где-то искренне сочувствуют, но говорят, что таких, как мы, много и всем не поможешь».
Однако ежедневные проблемы с водоснабжением не помешали ГУП РК «Вода Крыма» поднять тарифы на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение и водоотведение.
«С 1 июля в Керчи подняли тарифы на коммунальные услуги, — рассказывает Кирилл Бахарев из Керчи. — Надоело, что об отключении воды сообщают сильно позже, чем отключают ее. Зато о повышении тарифов о водоснабжении мигом сообщили и во все соцсети разослали. С какой стати у нас повышают оплату за воду, которую мы вообще не видим днями? Кому-то везет больше, воду отключают всего раз в месяц, а кому-то меньше — и они сидят без воды по 4 дня. Постоянно вижу сообщения о подвозе воды, но его как не было, так и нет в некоторых районах. Воскресенье, 30 градусов, ужасная жара. Мы что, пытаемся организовать вспышку холеры, нам коронавируса мало? Бесконечно пишем заявки, их только принимают и кормят нас обещаниями. Руки уже опускаются, вот она — цена аннексии».
Даже если жителей предупреждают заранее об отключении воды, из-за проблем с напором на подстанциях многие просто не успевают запастись, потому что на их улицы вода даже не доходит.
«Иногда об отключениях предупреждают, но проблема в том, что перед отключением из-за низкого давления вода доходит не на все улицы и просто невозможно сделать запас, — жалуется Тамара Нагаева из микрорайона Белое. — Во дворе есть две большие емкости, бережем воду как зеницу ока, заполняем баклажки, ведра, все, что под рукой. Никогда не знаешь, когда в следующий раз просидишь без воды несколько суток. С 1 по 4 июля у нас не было воды, в будние дни нам отвечали, что давление низкое и в этом проблема, а на выходных и вовсе была тишина».
Российское правительство прошлой осенью разработало план по обеспечению водоснабжения Крыма, который «обеспечит дополнительную подачу воды в Крым и Севастополь в объёме не менее 309 тысяч кубометров в сутки». Среди мер — разработка новых источников воды, строительство гидротехнических сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт инфраструктуры, а также строительство опреснительных установок.
Однако насчет опреснения правительство России и правительство Крыма договориться не смогли. Пока в правительстве России опреснение считают крайней мерой, глава Крыма Сергей Аксенов заявляет, что это единственный выход, а потому, по словам председателя крымского Совета министров Юрия Гоцанюка, строительство опреснительных установок для нужд Симферополя и Ялты должно начаться уже в 2021 году.
Некоторые эксперты считают, что строить опреснительные заводы на территории Крыма ни в коем случае нельзя, потому что это может нанести непоправимый ущерб экосистеме.
«Южный берег Крыма — это курортная зона, это слишком важная в смысле природного сокровища территория, которую нельзя портить промышленным производством, — объясняет научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. — Опреснение воды — это типичное промышленное производство с отходами. Отходы опреснения, вот эту соль, надо захоранивать достаточно далеко в море так, чтобы не навредить прибрежным экосистемам. Прибрежные экосистемы в курортных зонах — это сокровище, которое необходимо беречь и ни в коем случае не допускать нежелательных воздействий на них».
Кроме того, в современной России нет опыта строительства больших опреснительных установок, которые используются, например, в Израиле или Саудовской Аравии, однако подряд обещали отдать именно российской компании.
По мнению ученого, гораздо дешевле и эффективнее, чем опреснение, было бы просто исследовать Крым на предмет подземных источников, но этого никто не делал: «Когда вы бурите какую-то скважину на пресную воду, то можно считать, что вы проводите исследование. Но это не дает вам знания о том, сколько раз и с какой интенсивностью эту скважину можно будет эксплуатировать, как это повлияет на поверхностные водные источники, которые находятся рядом, как это повлияет на отдачу других скважин, которые возможно имеются в непосредственной близости или на расстоянии 30–40 км». Ученый считает, что нужно заниматься поиском новых источников и пытаться найти их в Крыму. По словам Данилова-Данильяна, сканирование территории полуострова на предмет новых подземных источников вод обойдется максимум в 250 млн рублей, но этот вариант власти не рассматривают. Если в Крыму найти источники не удастся, нужно думать о переброске в Крым, например, волжской воды через канал Волга-Дон и по дну Азовского моря в Восточный Крым, считает академик.
Недавно советник офиса президента Украины Владимира Зеленского и бывший премьер Автономной Республики Крым Сергей Куницын заявил, что если Владимир Путин официально обратится с просьбой к украинскому руководству продавать в Крым воду из Днепра, то Зеленский может рассмотреть ее.
Однако Путин не раз заявлял, что в Крыму достаточно водных запасов и что Россия не поскупится решать проблему дефицита воды самостоятельно.
При участии Веры Рябицкой