Европейский союз принял к сведению визит Владимира Путина в Монголию 3 сентября, несмотря на выданный Международным уголовным судом ордер на его арест. В официальном сообщении пресс-секретаря ЕС по иностранным делам сказано: «ЕС сожалеет, что Монголия, государство — участник Римского статута МУС, не выполнила своих обязательств по исполнению ордера на арест в соответствии со статутом».
«ЕС выражает свою самую решительную поддержку усилиям по привлечению к полной ответственности за военные преступления и другие наиболее серьезные преступления в связи с агрессивной войной России против Украины. ЕС поддерживает расследования, проводимые в Украине прокурором МУС, и призывает все государства-участники к полному сотрудничеству», — также указано в заявлении.
Монголия ратифицировала Римский статут МУС. В 2023 году монгольский судья впервые стал судьей МУС на период 2024–2033 годов. Президент Монголии заявил тогда, что избрание первого монгольского судьи в суд — «признак доверия международных организаций к Монголии». Тем не менее накануне визита Путина в страну стало известно, что власти страны не собираются арестовывать российского президента.
В марте прошлого года Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой. Многие страны, даже из числа союзников России, признают это решение: например, Конституционный суд Армении счел законным признание юрисдикции МУС в стране. Российские власти законность решения признавать отказываются, Следственный комитет России даже возбудил уголовное дело в отношении прокурора МУС.
В марте 2024 года МУС выписал ордера на арест командующего дальней авиацией России Сергея Кобылаша и командующего Черноморским флотом Виктора Соколова. В июне судьи МУС выдали ордера на арест секретаря Совета безопасности Сергея Шойгу и начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова.
Юристы международной правозащитной группы «Агора» ранее объяснили The Insider, чем отличается уголовное преследования Путина Международным судом в Гааге от Нюрнбергского трибунала, как юридически можно преследовать российских пропагандистов и какая ответственность ждет военных, исполнявших приказы.