Основатель Telegram Павел Дуров более 50 раз въезжал в Россию в период с 2015 по 2021 годы. Несмотря на свои слова в 2014 году, что «пути назад нет» и на родину он больше не вернется из-за отказа сотрудничать с властями, Дуров был в России в 2017-м, когда ФСБ требовала выдать ключи шифрования, в 2020-м, когда Роскомнадзор снял блокировку мессенджера, и в 2021-м, когда Telegram удалял боты команды Навального.
На перемещения Дурова обратили внимание «Важные истории», проанализировав данные из крупнейшей утечки ФСБ — базы погранслужбы «Кордон». Эту информацию подтверждает The Insider.
В 2014 году Дуров заявил, что ФСБ потребовала от него раскрыть данные сообществ «ВКонтакте», в которых украинцы организовывали протесты во время Евромайдана. В апреле того же года он продал долю в компании и уехал из страны. «Нет пути назад. Особенно после того, как я публично отказался сотрудничать с властями», — сказал Дуров после отъезда.
«Я путешествую по тем местам, в которых уверен, что они соответствуют нашим ценностям и тому, что мы делаем. Я не посещаю крупные геополитические державы или другие страны — как Китай, Россия или даже США», — заявил он спустя 10 лет в интервью Такеру Карлсону.
В действительности Дуров приезжал в Россию в 2015–2017 годах и в 2020–2021 годах. Он провел в стране бóльшую часть 2017 года, когда российские власти начали компанию против Telegram. Дуров уехал из России только под Новый 2018 год и вернулся через 2,5 года.
18 июня 2020 года — в день технической разблокировки Telegram в РФ — он находился в России. Тогда Роскомнадзор выпустил заявление о прекращении блокировки мессенджера в России.
20 июня 2020 года Дуров прилетел в Петербург. После этого он более года жил между Россией, ОАЭ и Европой. На этот период приходятся блокировки Telegram-бота «Умного голосования» команды Навального перед выборами в Госдуму 2021 года. В октябре 2021 года Дуров улетел из Петербурга на Ибицу и больше не приезжал в Россию.
В 2018 году Дуров и его брат Николай привлекли $1,7 млрд на запуск платформы TON и эмиссии криптовалюты Gram. Среди россиян в TON вложились, например, сооснователь Qiwi Сергей Солонин и один из основателей «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Среди инвесторов также могли оказаться миллиардер Роман Абрамович, Михаил Абызов и фонд Саида Гуцериева.
Однако в 2019 году США ему не позволили это сделать. Незадолго до начала эмиссии Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) заблокировала сделку. Она посчитала Gram ценными бумагами, сделки с которыми должны быть оформлены соответствующим образом. SEC обратилась в суд, а запуск проекта, изначально намечавшийся на осень 2019 года, отложили на 30 апреля. После долгих разбирательств американский суд предварительно признал Gram ценными бумагами, что фактически привело к блокировке запуска платформы TON и эмиссии криптовалюты.
В результате инвесткомпания Da Vinci Capital потребовала от Дурова выплатить $20 млн (по другим оценкам — $100 млн) за срыв запуска TON. Всё это по времени совпало с блокировками, а в 2020-м и 2021 годах Дурову удалось договориться с российскими инвесторами о выплате долга.