Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Российские оккупационные власти принуждают учителей на «новых территориях» работать по российским программам, несогласных пытают — HRW

The Insider

На оккупированных россиянами территориях Украины школьников заставляют учиться по российским программам, а учителей, которые отказываются по ним работать, пытают. Об этом сообщается в докладе правозащитной организации Human Rights Watch.

Россия навязывает школьникам отношение к Украине как к «неонацистскому государству»

В документе сообщается, что оккупационные власти насильственно вводили на подконтрольных им территориях обучение на русском языке по российским программам: в частности, детей заставляли учиться по российским учебникам истории, где российское вторжение в Украину оправдывается, страна названа «неонацистским государством» и рассказывается, что власть в Украине в результате переворота в 2014 году оказалась в руках «кровавой военной хунты». Кроме того, ученики проходили курс начальной военной подготовки, а представители российских властей требовали от школ предоставить им сведения об учениках, которым уже исполнилось 18 лет — их рассматривали как потенциальное пополнение для российских вооруженных сил.

Оккупационные власти принуждали местных учителей проходить «переаттестацию» и тренинги на территории России или оккупированного Крыма. В поселке Боровая Харьковской области учителей, по словам сотрудников местной школы, собирались отправить в Крым и Белгородскую область, но этого не произошло из-за постоянных боевых действий. Для учителей из Мариуполя, согласившихся работать по российским программам, переподготовку организовали в Санкт-Петербурге — «городе-побратиме» Мариуполя. При этом, по словам самих учителей, таких желающих среди украинских педагогов были единицы.

Доклад основан на сведениях, предоставленных Министерством образования и науки Украины, и интервью с 42 работниками системы образования, живущими на территории Харьковской области, оккупированной российскими войсками в самом начале войны и освобожденной в сентябре 2022 года. Также были опрошены украинский омбудсмен по вопросам образования и глава областной военной администрации. Представителям HRW удалось поговорить по телефону и лично с четырьмя сотрудниками школ на оккупированных территориях Запорожской, Херсонской и Луганской областей и в Мариуполе, которым удалось выехать в подконтрольную украинской армии часть страны. Кроме того, правозащитники смогли изучить российские учебники, оставленные в школах при отступлении российских войск, в том числе те, которые предполагалось использовать в 2023–2024 учебном году.

Оккупационные власти похищают и пытают тех, кто не согласен с политикой русификации

В интервью представителям HRW директор школы в поселке Боровское Харьковской области Виталий Чернов рассказал, что после оккупации населенного пункта российскими войсками он закрыл школу и унес оттуда личные дела учителей и учеников, чтобы оккупационным властям было сложнее получить информацию о них и заставить учиться и работать по российским программам. Сам же он решил выйти на пенсию и выбираться на подконтрольные Украине территории. Но покинуть Боровское Чернов не успел — его задержали сотрудники российских спецслужб: обыскали его дом в поисках школьных документов и отправили в изолятор временного содержания в Купянске. Там его сначала содержали в прогулочном тюремном дворике без защиты от холода и дождя, потом — в переполненной камере. От него пытались получить информацию о пропавших документах и жителях Боровского, негативно относящихся к оккупационным властям, а за отказ отвечать на вопросы били током, пристегнув клеммы к мизинцам. Выбраться на свободу Чернову удалось только после освобождения Купянска силами ВСУ — при этом перед отступлением российские силовики оставили заключенных в запертых камерах под сильным обстрелом. В итоге людям в одной из камер удалось оторвать от пола нары и с их помощью погнуть оконную решетку так, чтобы самый худой из них смог выбраться наружу. Он смог найти ключи и отпереть остальные камеры.

При этом HRW упоминает, что в сентябре 2022 года Министерство образования Украины выпустило инструкцию, согласно которой учителя, работавшие при оккупационных властях, должны быть уволены. Так же организация указывает, что в некоторых случаях учителя на освобожденных территориях подвергаются различным санкциям со стороны украинского государства по обвинениям в коллаборационизме. HRW раскритиковала эту практику и призвала украинское руководство сделать законодательство в этой сфере менее размытым и не наказывать учителей только за преподавание по российским программам.

Русификация и милитаризация образования на оккупированных территориях — нарушение международного права

Статья 29 Конвенции о правах ребенка предписывает государствам-участникам обеспечить детям доступ к образованию, направленному на «воспитание уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения».

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны прямо запрещает принуждать население оккупированных территорий к службе в армии оккупанта или пропагандировать добровольное вступление в армию.

Россия провела ответное «парламентское расследование»

19 июня в Государственной думе РФ был представлен доклад «Парламентской комиссии по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима». В нем, в частности, руководство Украины обвиняется в «открытых гонениях на русский язык», в том числе и в сфере образования. «Детям запрещается изучать родной язык и русское культурное наследие» — утверждается в докладе. При этом, невзирая на то, что с 2017 года в Украине действует Закон об образовании, согласно которому все школы в стране должны вести обучение на государственном языке — украинском, возможность изучать русский язык в начальных и средних школах сохранялась вплоть до 2022 года, когда в связи с полномасштабным вторжением регионы Украины начали отказываться от преподавания в школах языка страны-агрессора.

Кроме того, авторы доклада перечисляют факты повреждений и разрушений школ в результате обстрелов со стороны Украины в приграничных областях России и на оккупированных территориях, называя эти случаи «прямым нарушением Конвенции ООН о правах ребенка». О том, что в результате российских обстрелов в Украине за время войны было разрушено более 200 и повреждено более 1 600 школ, авторы доклада не упоминают.