Переговоры России и Китая по поводу строительства газопровода «Сила Сибири 2» зашли в тупик из-за того, что Пекин потребовал у «Газпрома» газ по внутрироссийским ценам. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на три осведомленных источника. Внутренние цены на газ в России субсидируются государством. Поставлять по ним газ на экспорт было бы невыгодным.
К тому же Китай не готов выкупать весь газ, который можно было бы поставить по будущей трубе. По проекту, мощность газопровода составит 50 млрд кубометров в год. В марте 2023 года в России сообщали, что об этом договорились Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Но на заключение сделки стороны так до сих пор и не вышли. По данным FT, именно из-за тупика в переговорах глава «Газпрома» Алексей Миллер не летал с Путиным в Китай в мае.
«Газпрому» действительно нужен китайский рынок. После того как в 2022 году вышли из строя «Северные потоки», экспорт газа из России в Европу в 2023 году сократился до минимального уровня с 1970-х годов. Добыча газа в целом по стране сократилась на 5,5%, до 637 млрд кубометров. А именно у «Газпрома» — на 13%. Компания впервые за 25 лет стала убыточной: в 2023 году чистый убыток по МСФО составил 629 млрд рублей. Что, впрочем, частично вызвано повышенными выплатами налога на сверхприбыль в федеральный бюджет.
«Газпром» регулярно сообщает о новых рекордах по экспорту в Китай, но объемы пока небольшие: 22,5 млрд кубометров в 2023 году — против потерянных почти 60 млрд кубометров по «Северному потоку 1». Перенаправить российский газ из Европы в Китай не так просто. Европа снабжается из западносибирских месторождений, в то время как Китай — из восточносибирских (через газопровод «Сила Сибири 1»). Соединить эти месторождения друг с другом как раз могла бы «Сила Сибири 2».
Но и Китаю нужен российский газ, то есть в общем нужна «Сила Сибири 2», считает нефтегазовый аналитик Сергей Вакуленко:
«Китай понимает, что „Газпрому“ совершенно некуда деваться, и поэтому Китай сейчас вполне может ждать, выдавать „Газпрому“ разные ободряющие сообщения, что „вы, конечно, проводите проектно-изыскательные работы, а контракт мы подпишем через год-другой“».
Спрос КНР на газ составляет примерно 400 млрд кубометров в год, по оценкам S&P Global Commodity Insights. Больше половины страна добывает сама и наращивает добычу (цель — 230 млрд кубометров к 2025 году). А в импорте делает ставку на СПГ: у нее 34 контракта на 63 млрд кубометров в год (из них 15 с США), в планах — к 2025 году законтрактовать 276 млрд кубометров СПГ в год.
Российская труба Китаю нужна скорее для диверсификации поставок и из-за выгодной цены. «Китаю может понадобиться российский газ стратегически, как безопасный источник поставок, не завязанный на морские перевозки, которые могут быть затронуты в случае конфликта вокруг Тайваня, — цитирует FT аналитика, директора Carnegie Russia Eurasia Center Александра Габуева. — Но чтобы это окупилось, Китаю действительно нужны очень низкие цены и гибкие обязательства».
Сейчас Китай уже платит «Газпрому» меньше, чем прочим своим поставщикам. Так, от КНР «Газпром» получает примерно по $290 за тысячу кубометров, а цены европейских контрактов — около $1000, оценивал аналитик БКС Рональд Смит на основании данных китайской таможни. Похожий результат по 2022 году получил старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (OIEI) Виталий Ермаков: эффективная цена в среднем за 2022 год для Китая могла быть от $260 до $390 за тысячу кубометров.