Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

В России в этом году могут закончиться депутаты-«иноагенты»: к осени их останется четверо, к концу года — ни одного

The Insider

Владимир Путин на прошлой неделе подписал принятые Госдумой в начале мая поправки в законодательство, которые запрещают «иноагентам» избираться в российские органы публичной власти любого уровня. Кроме того, действие поправок распространяется и на уже действующих депутатов: им дается 180 дней на то, чтобы исключить себя из реестра «иноагентов», в противном случае их полномочия будут прекращены. На момент принятия законопроекта в России было 10 депутатов-«иноагентов». Большей части из них лишение статуса по основаниям «иноагентства» не грозит: их полномочия и так закончатся осенью. При этом у тех, кто будет избран осенью и после этого получит статус «иноагента», возможность выйти из него останется только с помощью суда.

Поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты Госдумы приняли 6 мая сразу в двух чтениях, а президент подписал его 15 мая. Новые нормы закона вводят сразу несколько запретов для тех, кто числится в российских реестрах «иноагентов». Теперь им запрещено принимать участие в выборах в качестве кандидатов, причем речь идет не только о представительных органах власти (Госдума, региональные парламенты, городские и местные советы), но и о выборах глав субъектов. Закон имеет также и своеобразную «обратную силу». В нем говорится, что «полномочия лиц, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в реестр иностранных агентов и замещают должности в органах публичной власти, прекращаются досрочно в случае, если в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона они не были исключены из указанного реестра».

На момент принятия поправок Госдумой под действие «обратной силы» закона в новой редакции подпадало всего 10 человек (в алфавитном порядке):

  • депутат Московской городской думы Дарья Беседина,
  • депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский,
  • депутат Госсовета Республики Коми Виктор Воробьёв,
  • депутат МО «Дворцовый округ» Наталья Грязневич (Санкт-Петербург),
  • депутат Совета депутатов города Новосибирска Светлана Каверзина,
  • депутат Совета депутатов города Новосибирска Антон Картавин,
  • депутат Собрания депутатов сельского поселения «Завеличенская волость» Николай Кузьмин (Псковская область),
  • депутат Ефремовского окружного собрания Ольга Подольская (Тульская область),
  • депутат Московской городской думы Евгений Ступин,
  • депутат Московской городской думы Михаил Тимонов.

В промежутке между принятием поправок Госдумой и подписанием их Путиным этот список сократился на одного человека: Мосгордума досрочно прекратила полномочия Евгения Ступина. Основанием для такого решения стало то, что Ступин «без уважительных причин отсутствовал на всех заседаниях столичного парламента более шести месяцев подряд, с 27 сентября 2023 года по 18 апреля 2024 года». Всего Ступин пропустил десять заседаний Думы, утверждает государственное издание РИА «Новости».

Из 9 оставшихся депутатов четверо представляют законодательные органы власти субъектов РФ, остальные являются муниципальными депутатами. Четверо были избраны в качестве независимых депутатов, трое — от партии «Яблоко», еще по одному представляли на момент избрания КПРФ и эсеров. Два человека из девяти стали «иноагентами» в 2022 году (Грязневич и Воробьёв), четверо — в 2023-м, еще трое — уже в этом. Точных данных о том, кто из 9 человек точно находится вне границ России, нет, но, скорее всего, уже уехали и не планируют возвращаться Наталья Грязневич и Ольга Подольская.

Большинству из 9 российских депутатов-«иноагентов» принятые поправки ничем не грозят: 180 дней с момента принятия закона истекут в ноябре, к тому времени их полномочия и так закончатся. Дарья Беседина заявила журналистам: «Лишить статуса депутата меня не успеют, так как мои полномочия истекут раньше, в сентябре этого года, и переизбираться я не планировала». Не намерена избираться в новый состав своего представительного округа и Наталья Грязневич. Ольга Подольская, которая уехала из России, наоборот, уже заявила, что будет пытаться оспорить статус и в случае успеха баллотироваться в депутаты на новый срок. Причем не в своей Тульской области, а в Мосгордуму.

Почти все депутаты-«иноагенты» или уже пытаются опротестовать свой статус, или планируют это сделать. «Не может быть основанием для ограничения конституционных прав решение, принимаемое исполнительной властью во внесудебном порядке, — пояснил журналистам Борис Вишневский. — То есть если бы Министерство юстиции в судебном порядке требовало бы кого-то объявить иностранным агентом и это происходило бы в рамках состязательного процесса с вынесением решения судом, то это было бы чудовищно, но хотя бы соблюдалась какая-то процедура. А так получается, что, чтобы ограничить конституционные права, надо просто чтобы замминистра юстиции поставил подпись под твоей фамилией. Это грубейшее нарушение Конституции».

Еще два депутата-«иноагента» на условиях анонимности рассказали The Insider, что пытаются снять с себя статус, но пока не могут даже узнать весь список критериев, по которым он им присвоен. «Не могу поговорить с вами под своей фамилией, — говорит один из собеседников издания, — ведь пока единственное, что я точно знаю, — это что Минюст предъявляет мне в качестве основания „иноагентства“ комментарии таким же оппозиционным СМИ. Дал комментарий — и ты уже „иноагент“». С этим согласна и Беседина. По ее мнению, одобренный Думой запрет может коснуться вообще любого человека, решившего в России пойти на выборы. «Для того чтобы признать „иностранным агентом“, не нужно ни иностранного финансирования, ни даже прямых контактов — достаточно, чтобы про вас, например, писали СМИ-„иноагенты“, это уже считается иностранной поддержкой», — говорит депутат.

При этом один из собеседников The Insider утверждает, что закон принимали в спешке, чтобы успеть заблокировать желающих избраться в представительные органы власти уже в рамках кампании 2024 года:

«О том, что будут выдвигаться в Мосгордуму, уже заявило несколько человек. Понятно, что им и так не дали бы вести кампанию, но если раньше этого хватало, то сейчас дуют на воду и убирают возможность любой случайности».

В конце марта телеведущая Татьяна Лазарева сообщила, что планирует принять участие в кампании по выборам в Мосгордуму, а вместе с ней еще 44 человека. Тогда же о намерении идти на выборы в Мосгордуму сообщили журналист Сергей Маркелов и оппозиционный политик Эльвира Вихарева.

Версия о том, что поправки о запрете «иноагентам» избираться могли быть приняты в том числе чтобы отсечь популярных политиков, желающих принять участие в кампании по выборам в Мосгордуму, подтверждается и скоростью их принятия. О разработке такого законопроекта в начале апреля сообщили глава «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов и заместитель руководителя партийной фракции в Госдуме Дмитрий Гусев. Однако внести его на рассмотрение они так и не успели, сославшись на необходимость «доработки». Сразу после этого такие же поправки (о запрете «иноагентам» избираться на выборах всех уровней) были добавлены в законопроект об ошибках и опечатках в документах, поданных в Избирком. Он был внесен в Думу 1 декабря 2023 года, а процедуру первого чтения прошел 2 апреля. Поправки ко второму чтению были опубликованы 3 мая, за три дня до рассмотрения.

При этом, как рассказал The Insider один из депутатов, в новом законе зашита невозможность во внесудебном порядке снятия с депутатов-«иноагентов» их статуса, при условии что они будут наделены им после избрания:

«Представьте: избирается в сентябре человек депутатом. В октябре его признают иноагентом. У него есть 180 дней, чтобы выйти из этого статуса, но при этом ходатайство о снятии статуса он может подать не раньше, чем через год после его наложения. Все, Минюст не при делах, путь только в суд».