Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Правительство России запретит экспорт бензина с марта на полгода

The Insider

Премьер-министр Михаил Мишустин одобрил запрет экспорта бензина на полгода — начиная с 1 марта 2024-го, пишет РБК со ссылкой на источник. Агентство «Интерфакс» подтверждает: представитель вице-премьера Александра Новака, курирующего топливный сектор, также знает о намерении правительства. Кроме того, по его словам, планируется увеличить нормативы продаж дизельного топлива на бирже до 16%.

На внутреннем рынке скоро наступит сезон повышенного спроса на топливо, предупреждал Новак на прошлой неделе: это связано с периодом весенних полевых работ, плановыми ремонтами на НПЗ, а также летними отпусками. «В целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов», — предложил тогда Новак.

Цена бензина на бирже растет с 10 января, когда появились первые слухи о поломке одной из установок на нефтеперерабатывающем заводе «Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез». Компания подтвердила это только 12 января, и спустя еще несколько дней Минэнерго уточнило, что из строя вышла установка каталитического крекинга.

На ремонте и туапсинский НПЗ «Роснефти», ставший в январе первой крупной жертвой атаки украинского беспилотника. Он работал в первую очередь на экспорт.

Оба эти НПЗ входят в топ-10 крупнейших в России: «Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез» на четвертом месте, «РН Туапсинский НПЗ» — на десятом.

Одна из целей таких атак — вызвать перебои с топливом у армии вторжения, говорил The Insider украинский военный эксперт Леонид Дмитриев.

Запрет на экспорт топлива применялся и до атак и экстренных ремонтов. Осенью при помощи этого механизма Россия справилась с внутренним топливным кризисом, когда из-за дефицита топлива на юге грозила встать уборочная кампания. Причинами тогда называли плановые ремонты НПЗ и задержки на железной дороге из-за «нехватки вагонов и локомотивов из-за вторжения в Украину».

Видимо, к запрету на экспорт надо привыкать — российское правительство, похоже, решило, что это надежная мера регулирования, говорит эксперт топливного рынка России: «Теперь мы так и будем жить. Во время высокого спроса будет полный или частичный запрет. Хотите экспортировать — экспортируйте во время низкого сезона».

Для российских нефтепереработчиков это означает снижение экспортной выручки. Но может привести и к системным изменениям на рынке топлива. Экспорт — мощный стимул, поэтому в России традиционно производится больше того продукта, который идет на экспорт. Как, например, с зимним дизельным топливом, которое за пределами России мало кому нужно, поэтому производят его только на внутренний рынок и каждый сезон меньше, чем нужно, из-за чего возникает его дефицит. «По бензину объемы на экспорт шли сравнительно небольшие. Поэтому, возможно, эффект не будет значительным», — рассуждает эксперт. Но признает, что многое зависит от того, насколько частыми и длительными станут теперь запреты:

«Пока идет война, так и будет — тут вам и обстрелы НПЗ, и кое-какие сложности в части замещения вышедших из строя установок, и теневой экспорт. Поэтому я на месте владельцев НПЗ формировал бы не самые лучшие ожидания».

Розничные цены на бензин остаются стабильными, по данным Росстата.