Известного российского художника из Красноярска Василия Слонова отправили под домашний арест, несмотря на то, что представители следствия ходатайствовали о заключении его в СИЗО на 2 месяца. Такое решение приняла судья Октябрьского суда Красноярска Наталья Николаева. Слонову вменяют «неоднократную демонстрацию символики экстремистских организаций» (часть 1 статья 282.4 УК). Символику следствие заметило на одной из работ Слонова — неваляшке с восьмиконечными звёздами, которые нередко накалывают себе российские заключённые. Эти изображения, считают следователи, соотносятся с «АУЕ», несуществующим «движением „Арестантское уголовное единство“», которое признано экстремистским и запрещено в России.
В 2022 году Василий представлял таких же неваляшек на международной выставке Cosmoscow в Москве, где они стали «хитом», говорила его супруга Елена. После этого Слонов сделал несколько копий, и две недоделанных работы остались в мастерской. 7 февраля 2024 года туда приехали силовики, которые посчитали мастерскую «общественным местом», что даёт возможность признать нахождение там матрёшек «демонстрацией». «Повторной» же демонстрация стал из-за того, что Слонов уже был оштрафован за свои работы: в 2023 году внимание Центра «Э» местной полиции привлекла неваляшка, выставленная Слоновым в гостинице Novotel в Красноярске. Действия Слонова судья Олеся Федорова квалифицировала тогда как публичное демонстрирование символики экстремистских организаций, вину художник признал. Слонова оштрафовали на 1 тыс. рублей, а экспонат решили конфисковать. «Конфискованные предметы административного правонарушения: арт-объект игрушка „неваляшка“ с запрещенной символикой — уничтожить», — говорилось в решении суда.
Слонова задержали накануне в аэропорту Красноярска, из которого он пытался вылететь в Алматы. Сам он заявил на заседании суда, что пытался улететь не из-за возбуждения дела, а хотел поехать на 3-7 дней, чтобы посетить художественные музеи. «Никаких ограничений [после обыска], никак не ограничили мою свободу передвижения — ни словесно, какую-либо подписку о невыезде с меня не взяли. Я уже сейчас понимаю, что для моего ареста было недостаточно оснований. Введя меня в психологически стрессовое состояние и панические атаки, умеренно меня отпустили в ожидании того, что я рано или поздно куда-нибудь поеду», — заявил Слонов.
Слонов рассказал, что был «шокирован негативным отношением к нему и его творчеству» оперативников: «Меня приравнивали к Навальному, называли антиправительственным художником, враждебным всему русскому народу. От таких ложных суждений до сих пор пребываю в глубоком психологическом шоке. Дважды за спиной слышал фразу: „Я б ему [ударил]“. Я боюсь следователей. Если они так ненавидят меня на свободе, то что они смогут сделать, если я буду задержан».
Художник просил судью не отправлять его в СИЗО, так как это может «очернить судебную власть в России»: «Судебный процесс может оказаться резонансным — этим может воспользоваться враждебная России пропаганда, делая из художников мученика режима. Будет хулиться, очерняться имидж русской культуры внутри страны и на международном уровне. Это для судебного процесса спор о субкультуре, а в глазах массового обывателя — власть расправляется с беззащитным художником за рисунки на неваляшке. В преддверии президентских выборов Владимира Путина несправедливое решение об аресте невиновного художника может оказаться крупным репутационным вредительством, и этим могут воспользоваться враги России, очерняя и демонизируя верховную судебную власть в России».
Под домашним арестом Слонов будет находиться до 7 апреля.