Московский департамент труда и социальной защиты населения в очередной раз отказался отдать австралийцу Джейсону Кууску и его жене Анастасии их детей, которых незаконно удерживают в детдоме в Москве с марта 2020 года. Об этом рассказал The Insider адвокат семьи Кууск Дмитрий Бартенев. 3 ноября Никулинский суд Москвы приговорил к огромным срокам фигурантов дела о суррогатном материнстве, однако, по словам Бартенева, приговор ничего не меняет в судьбе детей, их по-прежнему обязаны передать на воспитание родителей.
Близнецы Оскар и Софи, дети Куусков, были рождены в России суррогатной матерью. Когда их отец Джейсон приехал за ними в Москву, его не пустили из-за коронавируса. В это же время дети были объявлены СК РФ «потерпевшими» по полностью сфабрикованному «делу врачей» о якобы имевшей место «торговле детьми под видом суррогатного материнства». По словам адвоката, детей по сути удерживают в России как «вещественные доказательства» по делу. Сами супруги Кууск, якобы «купившие» своих собственных детей, как и никто из родителей, фигурирующих в материалах этого сфабрикованного уголовного дела, не являются обвиняемыми, сообщил Бартенев.
При этом в августе 2020 года Калининский районный суд Уфы признал за Куусками родительские права и постановил передать детей родителям. Органы опеки, в свою очередь, заявили защите, что дети останутся в приюте до окончания рассмотрения дела о суррогатном материнстве.
«Мы будем продолжать выступать за освобождение наших детей, которые являются гражданами Австралии. У них действительные австралийские паспорта. Наши дети лишены права по российскому законодательству общаться со своими родителями. Мне официально разрешили только одно свидание с нашими детьми, несмотря на то, что я находился в Москве в общей сложности 12 месяцев за двухлетний период», — заявил Кууск в разговоре с The Insider.
Помимо близнецов Куусков, Россия удерживает детей еще двух иностранных семей, ставших родителями по программе суррогатного материнства: сына и дочь филиппинского политика Фредениля Эрнаеса Кастро, а также сына филиппинского врача и бизнесмена Конрадо Потенсиано.
Дети Кастро Аника и Артуро родились в конце октября 2019 года. Ребенок Потенсиано — в ноябре 2019 года. В январе 2020 года их и еще одного младенца забрали из квартиры в Подмосковье, где те жили вместе с няней, дожидаясь, пока родители смогут их забрать. Полиция обнаружила детей после того, как еще один находившийся в квартире младенец умер (экспертиза показала, что он скончался от ненасильственных причин). Издание «Вот Так» писало подробнее об этой истории.
Анника и Артуро Кастро
После инцидента СК возбудил уголовное дело, а детей из квартиры отправили в детский дом для детей с органическим поражением психики. Сейчас, как рассказал The Insider глава компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев, который находится заграницей и объявлен в розыск, их пытаются отдать на усыновление и уже передали в приемные семьи, вопреки воле родителей.
Дело завели по части 3 статьи 127.1 (купля-продажа людей, повлекшая по неосторожности смерть, в составе организованной группы). Его фигурантами стали сотрудники «Росюрконсалтинга», врачи и две суррогатные матери. По версии следствия, глава агенства «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев и глава «Европейского центра суррогатного материнства» (ЕЦСМ) Владислав Мельников создали организованную группу «для осуществления систематической деятельности по торговле детьми, рожденными суррогатными матерями» и отправки детей покупателям за границу.
Сами обвиняемые настаивали на том, что занимались абсолютно законным на тот момент в России сопровождением программ суррогатного материнства. Свитнев основал «Росюрконсалтинг» в 2003 году, за это время, по его словам, услугами агенства воспользовались десятки клиентов.
ЕЦСМ подбирал клиентам подходящих суррогатных матерей и доноров яйцеклетки из своей базы, а «Росюрконсалтинг» организовывал юридическое сопровождение программы — оформление документов, в том числе получение свидетельств о рождении и выездных виз.
Трое сотрудников «Росюрконсалтинга» — курьер Валентина Чернышова, юрист Роман Емашев и Кирилл Анисимов — почти сразу признали вину и заключили досудебное соглашение со следствием. Все они получили реальные сроки: от пяти до шести лет колонии.
3 ноября по делу о суррогатном материнстве эмбриолог Тарас Ашитков получил 17,5 лет строгого режима, врач-репродуктолог Юлиана Иванова 16,5 лет общего режима, акушер-гинеколог Лилиан Панаиоти 16 лет общего режима, гендиректор «Европейского центра суррогатного материнства» Владислав Мельников — 19,5 лет строгого режима. Две суррогатные матери, Татьяна Блинова и Лилия Валеева, получили, соответственно, 4 года и 10 лет общего режима.
Все обвиняемые много раз заявляли о своей невиновности и называли дело сфабрикованным. Защита неоднократно настаивала в суде, что невозможно продать детей их же родителям. Никулинский районный суд Москвы, рассматривающий дело, неоднократно отказывался заслушать супругов Кууск в качестве свидетелей, так же, как семьи Кастро и Потенсиано.
Семья Потенсиано
В декабре 2022 года Владимир Путин подписал закон, который запрещает услуги суррогатных матерей для иностранцев, а также для одиноких мужчин. С этого момента услуга суррогатного материнства доступна только российским семейным парам и россиянкам, которые не могут родить сами по медицинским показателям. Однако дело о суррогатном материнстве было возбуждено на два года раньше принятия этого закона. В июле 2022 года в России вынесли первый приговор женщине, ставшей суррогатной матерью. Ей дали три года колонии по обвинению в торговле людьми.