Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Конвоиры избитого Журавеля совершили преступление с наказанием до 4 лет, а отец Кадырова-младшего — с наказанием до 6 лет — юрист

The Insider

В Telegram-канале главы Чечни Рамзана Кадырова было выложено видео, демонстрирующее процесс избиения сыном Кадырова Адамом задержанного Никиты Журавеля, который в мае в Волгограде сжег Коран. От лица Кадырова-старшего действия Адама одобрялись и оправдывались.

Ранее, в августе, факт избиения признал министр печати и информации Чеченской республики Ахмед Дудаев. Он объяснил это существованием «религиозных чувств, обычаями».

Адвокат Алексей Прянишников оценил для The Insider, за какие правонарушения можно привлечь тех, кто участвовал в происходящем:

«Из того, что сразу бросается в глаза, — ст. 286 УК (превышение должностных полномочий). Минимальное наказание — штраф до 80 тысяч рублей, максимальное — до 4 лет лишения свободы.
То, кого за это могут наказать, зависит от того, где это происходило. Если внутри СИЗО, к ответственности должны быть привлечены сотрудники СИЗО (ФСИН), ответственные за вывод заключённого из камеры, если вне СИЗО — сотрудники конвойной службы.
Сам 15-летний Кадыров-младший, если Журавелю не причинён тяжкий или средней тяжести вред здоровью, не подлежит уголовной ответственности — слишком мал (и тут я говорю, конечно, не о его габаритах).
К тому же, я бы обратил внимание на ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом — например, посредством уговоров, возбуждения ненависти). Эта статья, кстати, имеет часть 2, которая предусматривает ответственность за вовлечение малолетнего родителем. Максимальное наказание по ней — до 6 лет лишения свободы».

Правозащитник Игорь Каляпин, экс-глава Комитета против пыток, рассказал, что такие действия — еще одна возможность для Кадырова показать окружающим, что ему дозволено то, что не дозволено остальным:

«Я думаю, что ему очень комфортно в том положении, которое он сейчас занимает. Он просто хочет, чтобы его как можно меньше одергивали ссылками на российское законодательство. Его и так уже этим, на мой взгляд, практически не пытаются беспокоить. Однако время от времени его это раздражает. Таким образом он лишний раз хочет показать федеральным чиновникам и населению Чеченской республики, а также представителям чеченской эмиграции, что, мол, посмотрите, я, будучи пехотинцем Путина, имею всяких атрибутов самостоятельности гораздо больше, чем все ваши Масхадовы и Дудаевы и все прочие люди, которых вы считаете героями, а меня называете национал-предателем».

Чеченский оппозиционный правозащитник Тумсо Абдурахманов так прокомментировал ситуацию для The Insider:

«Видимо, теперь будет так — это скачок в расширении окон Овертона. Пытки в тюрьмах официально признаны, и их можно публиковать. Дети Кадырова могут избивать людей в любом СИЗО — пока, правда, только в Чечне».

Как сообщал «Коммерсантъ», адвокат Александр Серебреников из Саратова, который представлял интересы Журавеля, как оказалось, больше не защищает его, и назначен ли молодому человеку новый защитник, тоже не в курсе. Осведомлены же об этом, по его словам, в управлении СК по Чеченской республике. Видео же с избиением «не смотрел и не хочет смотреть».

Неонацисты из группировки ДШРГ «Русич», которые еще недавно воевали в Украине на стороне России, написали, что Кадыров-младший «бьет, как девочка с лишним весом», и это «неинтересно». Также неонацисты ожидают от Кадырова избиения мусульманина, сжегшего Библию.

Искренне возмутился публикацией видео «военкор» Александр Коц, который обратил внимание, что в Чечне Журавель оказался по вине главы СК Александра Бастрыкина и министра юстиции Константина Чуйченко. «В правовом государстве за преступления (а Журавель его совершил) наказывают лишением свободы, а не избиениями в кабинетах следственного изолятора», — отметил Коц, правда ничего не сказав о том, считает ли нынешнюю Россию правовым государством.

Наконец, свое слово сказал глава российского СПЧ Валерий Фадеев. Он подчеркнул, что Журавеля задержали правильно, и тот должен быть наказан «по закону», отметил необходимость соблюдения правил содержания задержанных и понадеялся, что в отношении избитого Журавеля будет «вынесено справедливое судебное решение» из-за того, что тот сжег Коран. Больше Фадеев не сказал ничего.