Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Райффайзен перестает принимать доллары и евро. «На банк давили в ЕС, пока услуги по трансграничным переводам из России не исчезли» — эксперт

The Insider

Российские банки постепенно отказываются от приема наличных долларов и евро: уже 11 банков из списка системно значимых перестали принимать их через банкоматы, а Райффайзен объявил, что с 1 августа перестанет принимать американскую и европейскую валюты и через кассы. Как рассказал The Insider эксперт по финансовым рынкам Дмитрий Голубовский, Райффайзен Банк раньше был крупным игроком на рынке денежных переводов, суммы в десятки и сотни тысяч евро можно было без проблем перевести в американские банки за три-пять дней.

«Потом на Райффайзен стали очень сильно давить в Европе, чтобы он ужесточил требования к российскому подразделению и российским клиентам. Банк поддался давлению и начал последовательно вводить ограничения, пока существовавшие раньше услуги по трансграничным переводам не исчезли. Теперь условия такие, что услугами этого банка не имеет смысла пользоваться. И какой ему смысл дальше поддерживать операции с валютой? Никакого. Поэтому он даже прекратил выкупать валюту в кассах. Банк живет на разнице курса покупки и продажи. Он же не будет складировать эти бумажки у себя».

По словам эксперта, российским банкам в сложившейся ситуации невыгодно и даже рисковано держать доллары и евро на счетах.

«Во-первых, банки не могут формировать активы в этих валютах. Для любого банка валютный счет — это пассив, против которого он должен поставить какой-то актив в той же валюте, если банк не хочет брать на себя валютный риск. Банки не в состоянии это сделать, поэтому брать на себя пассив, который несет риск валютной переоценки по отношению к активам банка, которые сформированы в других валютах, просто не имеет смысла.
Во-вторых, желающих переводить наличную валюту в безналичную форму всё меньше, потому что обычно валюту на счет вносили для того, чтобы потом переводить ее за границу. Теперь это становится неактуально, поскольку все, кто хотел вывести деньги, уже их вывели. А кроме того, зарубежные банки вводят всё более жесткие проверки переводов из России, и это касается не только недружественных, но и нейтральных юрисдикций.
Если раньше в Дубае вы спокойно могли открыть счет, то сейчас у вас возникнут проблемы, если у вас российский паспорт и вы хотите платить долларами или евро. Клиенты банков постепенно забывают про эти валюты и переходят на альтернативы — гонконгские доллары, арабские дирхамы, золото в конце концов как универсальное платежное средство и средство сбережений».

Голубовский не исключил, что доллар и евро уберут из оборота на Московской бирже по мере падения их торгов, поскольку не будет смысла поддерживать текущую внутридневную котировку.

«Будет просто курс ЦБ для этих валют, который будет рассчитан через кросс-курсы, например, через юань. Это не перспектива одного-двух месяцев, но так будет, если тенденция сохранится. Не исключаю, что безналичных долларов и евро в нашей финансовой системе скоро не будет».

С 1 августа начнется внедрение цифрового рубля — новой формы российской национальной валюты, которую ЦБ планирует выпускать в дополнение к существующим формам денег. По мнению Голубовского, он может упростить трансграничные платежи, но только с теми контрагентами, с которыми удастся договориться о приеме платежей в цифровых рублях.

«Как сущность юридическая и финансовая цифровой рубль абсолютно ничем не отличается от обычного рубля как платежного средства Российской Федерации. Он только технологически устроен по-другому. Он может упростить какие-то расчеты физлиц, если бизнесы или торговые точки за рубежом начнут принимать цифровой рубль к оплате, но это не слишком изменит торговый баланс.
Значительное изменение торгового баланса может произойти только в том случае, если его начнут принимать крупные контрагенты, потому что расчеты в цифровом рубле идут в обход вообще каких-либо банковских систем. Чтобы рассчитываться цифровым рублем, не нужны счета в банках — достаточно электронного кошелька, который может завести любое предприятие, торгующее с Россией. Может быть, это облегчит трансграничные платежи, потому что появится некоторая альтернатива криптовалюте, привязанная к рублю, которая при этом фактически будет рублем и которой можно оперировать свободно и незаметно для какого-либо банковского комплаенса и контроля.
Но чтобы это было возможно, с соответствующими юрисдикциями должны быть договоренности, и они должны позволить у себя хождение цифрового рубля, иначе такие операции будут незаконны в этих странах. Так что здесь вопрос не только технологический и финансовый, но еще и дипломатический.
Я не жду большого успеха от внедрения этой новой формы денег даже внутри страны, потому что новая форма денег всегда внедряется тяжело. Чтобы бизнес изменил свои привычки, нужно показать очевидную выгоду. Пока что я таких выгод не вижу».