Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Россиян будут лишать свободы за работу в незарегистрированных иностранных НПО. В Уголовном кодексе появится новая статья

The Insider

На фото: депутат Василий Пискарев

Госдума приняла в первом чтении законопроект о лишении свободы на срок до двух лет за повторное участие в работе зарубежных или международных неправительственных организаций (НПО), если они не внесены в специальный реестр. Об этом сообщает ТАСС. Очередной законопроект, по которому россиян будут лишать свободы, разработан членами думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ. Законопроектом в Уголовный кодекс вводится новая статья.

Как сообщает ТАСС, теперь за участие в работе не зарегистрированной в России НПО, если человек уже привлекался к административной ответственности за данное «правонарушение», вводится уголовный штраф от 100 тысяч до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет с потенциальной потерей права занимать определенные должности в течение пяти лет. Кроме того, в законопроекте прописаны обязательные работы продолжительностью до двухсот часов либо принудительные работы на срок до двух лет с возможным ограничением свободы на такой же срок.

Тем, кто организовывает деятельность таких НПО, грозит лишение свободы до трех лет. Запрет на работу на определенных должностях — до семи лет. Обязательные работы могут иметь продолжительность до 360 часов, а принудительные работы суд может назначить на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Думскую комиссию, разработавшую этот закон, возглавляет депутат от «Единой России» Василий Пискарев. Он также известен как один из авторов закона, запрещающего избираться причастным к «экстремистским организациям».

Также Пискарев — соавтор закона, который запрещает пользоваться услугами суррогатных матерей иностранцам и парам, не состоящим в браке. В прошлом Пискарев занимал должность первого зампредседателя Следственного комитета.

Правозащитник и бывший председатель ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов в разговоре с The Insider поясняет, что новый закон будет очередной очевидной попыткой еще больше закрутить гайки и сузить круг «хороших». Он отметил, что вероятнее всего прозрачной процедуры записи в этот круг не будет, как ее нет в случае с реестром «иностранных агентов» и «нежелательных организаций».

«Сначала у вас есть задача изолировать и поразить в правах российские непокорные организации активистов. Вы сначала изобретаете такую сущность как иностранный агент и дискриминируете их по одному. Понятно, что это достаточно кучно и вы придумываете термин «нежелательная организация», отдельных иностранных партнеров называете нежелательными и общение с ними криминализуется. Кто там будет нежелательным — Ходорковский или Фонд дикой природы — неизвестно.
Потом выясняется, что это недостаточно железный занавес и вы меняете ситуацию. Общение запрещено не с выделенным списком зарубежных организаций, а со всеми кроме тех, кого вы внесли в реестр хороших. Таким образом вы еще больше сужаете круг — не фиксированный реестр тех, с кем нельзя общаться, а реестр тех, с кем общаться можно.
Это ожидаемое ужесточение. Я бы обратился к белорусским коллегам, у которых это уже было сделано. Мы живем в первом сезоне сериала, а Беларусь в восьмом. Эта тенденция у них началась в 2012 году.
Что во всем этом плохого? Когда наказываются конкретные деяния — это понятно. Но здесь власть изобретает иностранного агента, массонов и рептилоидов, то есть недоказуемые сущности, говорит, что в этом нет ничего плохого и что «мы вас просто обозначаем как массонов и рептилоидов». После чего вводит запреты, куда массонам и рептилоидам вход запрещен. Например, в случае с нежелательными организациями тоже совершенно нет никакой необходимости доказывания деяния, как было и с иностранными агентами. Нет никакой процедуры доказательства того, что кто-то рептилоид, массон или агент. Там нас непрозрачная процедура записей в плохиши, и такая же непрозрачная процедура записи в «хорошие мальчики» тоже будет. Какие у них там соображения национальной безопасности? Нет ни процедуры включения в это дело, ни нормальной процедуры исключения. Это полный произвол, причем административный, а не судебный».