Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

FT нашла в Индии связанного с Игорем Сечиным неизвестного «нефтяного гиганта»

The Insider

Небольшая индийская компания Gatik Ship Management, которая в 2021 году владела всего-навсего двумя танкерами, перевозящими химическую продукцию, за полтора года превратилась в одного из крупнейших судовладельцев. Зарегистрированное в небольшом помещении в одном из торговых центров на окраине Мумбаи предприятие в рекордные сроки превратилось в главного нефтяного партнера российской госкомпании «Роснефть». Кроме того, компания оказалась связана с еще одной фирмой, названной точь-в-точь как любимая джазовая группа Игоря Сечина — Buena Vista Social Club. О взлете неизвестной компании рассказывает Financial Times.

По оценкам экспертов VesselsValue, к апрелю 2023 года флот Gatik Ship Management (GSM) разросся до 58 судов общей стоимостью $1,6 млрд. Причем такого рода флот превратил никому не известную компанию в мирового лидера танкерных перевозок. Согласно данным VesselsValue, только 20 компаний в мире владеют 50 судами и более. С таким флотом GSM стала реальным конкурентом даже для российского гиганта судоперевозок «Совкомфлота», у которого всего 60 судов.

Издание не смогло найти источника средств GSM для подобной закупки танкерами. Более того, данные официального государственного реестра практически пусты — выявить официального владельца компании не удалось. Однако в том самом торговом центре, где компания прописана, зарегистрирована еще одна фирма — Buena Vista Shipping. Эта компания появилась в Индии два года назад, а ее активы, если верить госреестру, оцениваются примерно в $100 тысяч. Найти официальных владельцев «джаз-компании» издание не смогло, однако источники на рынке не скрывают, что эта компания связана с российской «Роснефтью».

Эту связь подтверждают данные аналитической компании Kpler, согласно которым GSM поставила в Индию не менее 83 млн баррелей российской нефти и нефтепродуктов, что делает ее одним из крупнейших поставщиков российской продукции. Издание отмечает, что такого объема нефтепродуктов хватило бы, чтобы удовлетворить весь спрос в Великобритании в течение двух месяцев. Причем в Kpler уверены, что они зафиксировали не все поставки, то есть в реальности этот объем может быть еще выше.

«После западных санкций было неизбежно, что российские нефтяные компании захотят заняться судоходством, и я думаю, что GSM — яркий тому пример. Компания в стране, которая считается дружественной российскому государству, появляется из ниоткуда, покупает огромное количество танкеров менее чем за год и обслуживает почти исключительно российские потоки», — говорит руководитель отдела анализа рынка сырой нефти в Kpler Виктор Катона.

Причем компания явно используется в том числе и для обхода западных санкций. Издание отмечает, что если в конце марта около 35 судов GSM были застрахованы в западных компаниях, то в апреле — ни одного судна не было в западных реестрах. Для получения страховки в западных компаниях необходимо закупать российскую нефть по цене ниже установленного санкциями потолка, то есть ниже $60 за баррель. Российская нефть занимает 78% от всех перевозок компании (из них 49% приходится на «Роснефть»), хотя до вероятного перехода контроля компании под крыло компании Сечина на Россию приходилось всего лишь 16% перевозок.

Глава «Роснефти» достаточно давно сотрудничает с Индией, у госкомпании есть доля в местной нефтеперерабатывающей компании, а значит — и опыт ведения бизнеса на местном рынке, отмечает издание. Более того, «Роснефть» и Indian Oil в марте подписали соглашение о наращивании поставок, причем Игорь Сечин летал в Индию лично. Развитие двусторонних отношений довело российскую долю в нефтяном экспорте Индии с 1% до 30%, невзирая даже на то, что местные компании жалуются, что основной сорт российской нефти (Urals) оказывается слишком тяжелым для местных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Представители компаний отказались отвечать на вопросы издания, при этом формальная связь между GSM и Buena Vista до конца не ясна. Один из сотрудников сказал, что обе компании являются частью «группы», однако раскрывать подробности не стал. При этом представители НПЗ, которые покупают российскую нефть, утверждают, что они покупают нефть прямо у «Роснефти», без посредников. Издание предполагает, что обе компании используются для того, чтобы осуществлять поставки нефти в Индию, а сами юрлица, видимо, необходимы, чтобы не привлекать внимание. Более того, если раньше «Роснефть» продавала нефть в российском порту и не включала в стоимость доставку, то теперь, наоборот, стоимость уже включает и доставку топлива в Индию.

При этом в госкомпании до конца не верили в то, что Европа разорвет уже устоявшиеся логистические цепочки и введет эмбарго, утверждает источник издания. «Роснефть» еще в 2014 году приобрела судоверфь «Звезда» и грозилась построить свой флот танкеров, опасаясь санкций, однако дальше высокопарных речей дело не пошло, собственного флота у госкомпании нет, санкции же вынудили передумать и искать новый способ для поставок.

В попытке узнать больше подробностей корреспондент Financial Times посетил офис компаний в торговом центре, однако на месте он нашел только кучу писем, направленных в адрес GSM. Изданию удалось выяснить, что компания переехала в более респектабельный офис, однако получить туда доступ у издания не вышло, как и получить комментарий. О связи Buena Vista Shipping с Игорем Сечиным и «Роснефтью» может говорить статья топ-менеджера — в декабре 2016 года в журнале «Русский пионер» Игорь Сечин написал колонку о джазе.

«Кубинский джаз я смело называю самым классическим и не перестаю наслаждаться великолепным оркестром Buena Vista Social Club», — писал Игорь Сечин.

Согласно публичным данным, у Buena Vista два директора — граждане Индии Умеш Суварна Васу и Джон Пинто Аньело. Еще недавно компания активно искала поваров и нефтяников. Эту информацию подтвердили и в старом торговом центре, где компания делила помещение с GSM. Издание также отмечает, что все 56 судов, купленных за последние 18 месяцев, официально зарегистрированы в офшоре на Маршалловых островах, власти которых не раскрывают данные о конечных владельцах судов. При этом во флоте GSM имеется судно Buena Vista, которое по «совпадению или совершенно случайному стечению обстоятельств» зарегистрировано на еще одну компанию — Social Club Inc.