Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

FT: Китай потерял почти $100 млрд на мегапроекте «Один пояс и один путь»

The Insider

Китайский мегапроект «Один пояс, один путь», который включает в себя комплексную программу развития торговли Китая со всем миром и предполагает масштабные инвестиции в развитие транспортной и логистической инфраструктуры, привел к потерям Китая в районе $100 млрд. Эти средства китайские власти потеряли на списаниях и реструктуризациях кредитов, которые выдавались на развитие проекта, пишет британская Financial Times со ссылкой на данные исследовательской организацией Rhodium.

Причем в последние годы потери китайских инвесторов в проект выросли более чем в 4 раза: за последние три года китайские банки списали или были вынуждены реструктурировать кредитов на $78,5 млрд, в то время как в период с 2017 по конец 2019 года они списали всего $17 млрд. Официально Пекин ни разу не публиковал общие данные о размерах кредитования в рамках программы «Один пояс, один путь», однако экономисты оценивают эту сумму примерно в $1 трлн, а это значит, что почти 10% выделенных средств Китай потерял.

Издание также отмечает, что $1 трлн — это не конечная оценка расходов, так как она не включает в себя так называемые «спасательные кредиты» для предотвращения дефолтов со стороны крупных китайских заемщиков из примерно 150 стран, реализующих проекты в рамках программы «Один пояс, один путь». В общей сложности, по данным совместного исследования AidData, Всемирного банка, Гарвардской школы Кеннеди и Кильского института мировой экономики, с 2000 по 2021 год Китай потратил на «спасительные кредиты» около $240 млрд, причем значительная часть (около $104 млрд) пришлась на период с 2019 по 2021 год.

Эксперты отмечают, что страны попадают в зависимость от Китая, так как покрывать займы становится сложнее из-за замедления глобальной экономики, роста ставок мировых Центробанков и рекордных долгов в развивающихся странах. При этом в рамках международных институтов Китай зачастую блокирует возможности для реструктуризации долгов развивающихся стран, но в рамках своей инициативы, наоборот, всячески поощряет реструктуризацию, повышая зависимость развивающихся стран от Пекина.

«Честно говоря, я думаю, что это только начало. Китайские банки заинтересованы в том, чтобы их крупнейшие иностранные заемщики были при деньгах, чтобы продолжать обслуживать свои долги по инфраструктурным проектам. Таким образом, Пекин, вероятно, будет заниматься экстренным кредитованием, пока его крупнейшие заемщики находятся в бедственном финансовом положении», — заявил исполнительный директор AidData Брэд Паркс.

Невзирая на сокращение финансирования проектов в рамках программы, а также на фоне замедления реструктуризации кредитов развивающихся стран, экономисты не верят, что Пекин будет сокращать свое влияние на своих партнеров в рамках «Одного пояса, одного пути». Наоборот, с учетом замедления экономики они продолжат с радостью принимать китайские инвестиции.

«Многие страны по-прежнему приветствуют инвестиции из Китая в рамках инициативы, и я не вижу, чтобы это изменилось», — говорит Франческа Гиретти, аналитик берлинского аналитического центра Merics.

В 2023 году Китай будет праздновать десятилетие программы «Один пояс, один путь». Эксперты ждут подведения итогов и новых масштабных планов в рамках инициативы. Пекин же, как отмечает издание, вероятно, использует мероприятие, чтобы лишний раз подчеркнуть свою главенствующую роль в мировой экономике. При этом эксперты допускают, что ожидать новых столь затратных для Пекина инвестиций не стоит, так как из-за технологической блокады со стороны западных стран деньги могут пойти на развитие технологической отрасли.

Однако политические успехи инициативы очевидны, пишет Financial Times. Практически все страны, реализующие проекты в рамках программы «Один пояс, один путь», поддерживают и другие китайские международные инициативы — например, китайские представление о коллективной безопасности, которое заключается в шести принципах. Официально концепция Глобальной безопасности была представлена в феврале 2023 года, однако о ее контурах лидер КНР Си Цзиньпин говорил еще в апреле 2022 года. За год о своей поддержке инициативы заявили представители 70 стран, большинство из них — партнеры Китая по программе «Один пояс, один путь».