Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Запланированная Россией орбитальная станция будет убыточнее МКС, где 70% расходов покрывают США — космический обозреватель Виталий Егоров

The Insider

Глава Роскосмоса Юрий Борисов утверждает, что развертывание российской орбитальной станции запланировано на 2027 год, его слова приводит ТАСС. Как заявил The Insider популяризатор космонавтики, автор блога Zelenyikot Виталий Егоров, сейчас развивать пилотируемую космонавтику, помимо России, могут только США и Китай, также постепенно в этом направлении движется Индия. Прежде всего, страны делают это из-за политического статуса, так как в космос могут летать только «представители сверхдержав» с высоким уровнем развития экономики, науки и техники. При этом обещания Роскосмоса уйти с Международной космической станции в 2024 году ни о чем не говорят, и, скорее всего, приурочены к президентским выборам, а обещанная собственная станция будет еще более убыточной.

«Пилотируемая космонавтика — красивая витрина возможностей государства, именно она является главным фактором и приводит к финансированию всей этой деятельности в перечисленных странах. Есть некоторая коммерческая составляющая, связанная с космическим туризмом, но она не покрывает расходы на пилотируемую космонавтику. Пилотируемый космос — это показатель высокого политического статуса державы, которая может обеспечивать эту возможность. Да, там ведутся научные исследования, но только потому, что у государства есть амбиции продемонстрировать уровень своего высокого развития. Россия, претендующая на звание сверхдержавы, не может отказаться от своей пилотируемой космонавтики и старается развивать ее настолько, насколько позволяют научные, технические и экономические возможности.
Главное преимущество пилотируемой космонавтики в том, что тут больше внимания к людям (космонавтам). Сравните Олимпиаду, где соревнуются люди, и где соревнуются роботы. К роботам внимания намного меньше, потому что это куски железа. С космонавтикой то же самое — внимание космосу уделено именно потому, что туда летают люди и представители какого-либо государства, которые получают повышенное внимание. Это главное преимущество, именно благодаря ему финансируется пилотируемая космонавтика. Вся остальная практическая деятельность по определению вторична, но, если говорить о ней, пилотируемая космонавтика способна выполнять полезные задачи и в интересах науки. Например, обслуживание для повышения ресурсов работы космических аппаратов. Так, телескоп Hubble ремонтировали четыре раза, благодаря чему он проработал более 30 лет.
На МКС, а до того на станции “Мир“, благодаря пилотируемому режиму полета проводятся многолетние эксперименты, связанные с воздействием на биологические объекты, на людей, животных и растения, изучение космической радиации — как по степени воздействия радиации на электронику и людей, так и регистрация заряженных частиц высоких энергий, которая рассказывает уже про процессы, происходящие во вселенной, и про физику высоких энергий. Это позволяет экономить средства на проведение подобных экспериментов на Земле. На МКС стоит прибор, который ученые за глаза называют «космическим филиалом большого адронного коллайдера». Конечно, он гораздо меньше, зато в космосе заряженные частицы могут летать с такой скоростью, до которой невозможно разогнать современные земные средства. Вот это одни из самых важных исследований.
Еще одно направление исследований в пилотируемой космонавтике — испытание какой-либо техники в космосе с возможностью возврата на Землю для дальнейшего исследования. Это можно делать и в беспилотном режиме, но тогда появляются сложности. При пилотируемом полете, если что-то пошло не так, космонавт выходит и всё ремонтирует. Несколько лет назад был случай с канадской камерой, которую устанавливал российский сегмент МКС, тогда она не заработала. Оказалось, была ошибка в кабелях. Космонавты перепроложили их, и всё заработало. Подчеркну, что всё это вторично и не окупает пилотируемую космонавтику. Она финансируется и развивается только благодаря политическим амбициям стран, которые этим занимаются, и по определению убыточна.
Даже когда американцы щедро платили за доставку своих астронавтов российскими кораблями, Россия где-то треть бюджетных расходов на пилотируемую космонавтику отбивала на американских контрактах. Своя станция будет еще более убыточной, чем МКС, просто потому что 70% расходов МКС покрывают США. Единственный аргумент — это политика. Сейчас взаимоотношения России и США не в лучшем состоянии, и нет оснований предполагать, что в ближайшем будущем ситуация как-то будет улучшаться. Космические амбиции России плюс негативный опыт взаимодействия с США и Европой на Земле стимулируют Россию покинуть МКС, но не сегодня, а через несколько лет, когда РФ сможет обеспечить свою станцию. Запускать корабли без станции технически можно, но пользы и авторитета от этого немного. В итоге получится, что у американцев, европейцев и китайцев есть станция, а у нас — только корабли. Поэтому России тоже нужна станция, и она движется к этому в своем темпе.
Развернут ли станцию к 2027 году, зависит от того, насколько станция будет функциональна. Сейчас у Роскосмоса на Земле лежит недостроенный научно-энергетический модуль, который должен был полететь в 2017 году на МКС, но он не готов до сих пор. Его можно было бы за несколько лет доделать, даже сейчас можно запустить его и сказать: “Вот, видите? Станция у нас летает”. Но чтобы он работал как полноценная станция, его нужно модернизировать и достраивать, но даже в таком режиме маловероятно, что он будет готов к 2027 году. Если основываться на прежнем темпе разработки, и так уже все сроки провалены, также его еще нужно испытывать, 2027-й год выглядит, скорее, ориентиром для космической отрасли. Маловероятно, что нынешний глава Роскосмоса, который обозначил этот срок, доработает на своем посту до этого времени. У нас только за 10 лет сменилось штук пять глав Роскосмоса, и у каждого получается по три года работы, а то и меньше. Сейчас можно называть хоть 2026-й, хоть 2030-й год развертывания станции, в любом случае, тот, кто это озвучит, не будет отчитываться об исполнении, потому что маловероятно, что он доработает на своем месте до этого времени. 2028-й год озвучивался полгода назад, и это год, до которого должна работать МКС. Вероятно, Роскосмос ориентируется на 2028-й как на год, в котором у них будет своя станция и не будет возникать проблем, когда наши космонавты будут сидеть на Земле и им некуда будет лететь. Это не точный срок, а ориентир. Можно сравнить это с обещаниями Илона Маска, который ставит нереальные сроки выполнения проектов, и потом они просто переезжают на несколько лет, но в конечном счете выполняются. Примерно на то же самое надеется Роскосмос.
План уйти с МКС в 2024 году был озвучен Владимиру Путину, но в Роскосмосе никто не собирается его выполнять. Полгода назад, при назначении Борисова, этот срок был опять озвучен, тогда он сказал, что Роскосмос ориентируется на уход после 2024 года, но 3000 год — тоже после 2024 года, так что это ни о чем не говорит. Единственный смысл озвучивать именно 2024 год — это планируемые путинские выборы. Никакого другого смысла ориентироваться на эти сроки нет».

Ранее Юрий Борисов заявлял, что Россия готова уйти с МКС после 2024 года. Дмитрий Рогозин, занимавший пост главы госкорпорации до него, требовал снятия санкций с российской космонавтики, а НАСА критиковало российский экипаж МКС, развернувший флаги «ЛНР» и «ДНР». До сих пор России удавалось быть в числе лидеров пилотируемой космонавтики, но сейчас Москва рискует утратить компетенцию запуска человека в космос, а Роскосмос теперь сотрудничает с Республикой Зимбабве. Подробнее — в материале The Insider.