Новости
В системе охлаждения корабля «Союз МС-22» обнаружили утечку, в результате российские космонавты не смогли выйти с борта Международной космической станции. В Роскосмосе заявили, что причина повреждения — удар метеорита. Как рассказал The Insider популяризатор космонавтики, автор блога Zelenyikot Виталий Егоров, вероятность поражения метеоритом очень мала, и все предыдущие поломки на МКС были связаны с внутренними неисправностями. Он назвал также возможные в этой ситуации варианты безопасного возвращения экипажа домой.
Роскосмос утверждает, что повреждение произошло из-за удара метеорита или космического мусора. В результате пробития приборно-агрегатного отсека вытек хладагент, который находится во внешнем контуре охлаждения «Союза». Приборно-агрегатный отсек — техническая и нежилая часть, и поэтому такое повреждение не представляет прямой угрозы для экипажа. Задача в том, чтобы сохранять в этом отсеке нужную температуру, чтобы не перегревалось и не замерзало топливо.
На станции есть противометеоритная защита, как и на корабле «Союз», но она защищает только жилую часть, а приборно-агрегатный отсек не защищен, потому что там нет жизни и считается, что поразить его не так опасно, как жилой отсек. В Международной космической станции тоже почти все жилые части защищены, но в основном с «наветренной» стороны. На фотографиях МКС кажется такой аморфной конструкцией с антеннами и солнечными батареями, которые торчат в разные стороны, но на самом деле у МКС есть передняя часть и корма. Носовая часть, которая встречает весь поток, защищена. Есть система защиты — так называемые щиты Уиппла — это несколько слоев алюминия, разнесенные на небольшое расстояние, и они могут удержать гайку или метеорит до 1 см размером на скорости около 8 км/сек, то есть первой космической скорости, на которой космический мусор может летать. Наш сегмент находится в корме, поэтому у него только части прикрыты защитой, а в целом сам корпус с модулями не прикрыт, потому что считается, что вероятность поражения очень мала.
Мы пока не видели фотографии самого места утечки, публиковались только кадры, снятые с американского манипулятора Canadarm. Этот манипулятор не всё может рассмотреть, но ему удалось увидеть, что из «Союза» действительно хлещет поток жидкости, но с обратной стороны — и из какого именно места точно, не понятно.
Хотелось бы просто из научного интереса посмотреть на место поражения крупным куском космического мусора (не меньше сантиметра в диаметре, судя по тому фонтану, который там хлестал). Я бы подождал окончательных фотографий от Роскосмоса, чтобы мы могли точно увидеть это место и определить, действительно ли туда прилетела природная пуля или же это внутренняя неисправность.
Внутреннюю неисправность я бы не стал исключать просто потому, что эта система находится под давлением, вполне возможен вариант какого-то брака или разрыва какой-то магистрали или насоса. На метеорит легче всего свалить вину, но практически во всех предыдущих нештатных ситуациях в космосе виноват все-таки оказывался человек, а не природа. Можно вспомнить предыдущую дырку на «Союзе», и там тоже сначала говорили: «Возможно, микрометеорит». И когда NASA опубликовала снимки, где четко видны отверстия от сверла, Роскосмос сказал: «Ну да, это было воздействие изнутри, видимо». Если бы NASA не опубликовала, они бы до сих пор рассказывали про метеорит. Мы точно не знаем, что произошло, из-за чего случился прорыв магистрали теплоносителя, и будем ждать результатов, если Роскосмос их обнародует.
Чинить такое повреждение на орбите практически невозможно, если это пробитие с нарушением нескольких слоев обшивки и трубопровода. Нет таких технологий, чтобы заварить, запаять и закрутить изолентой. Не в космическом аппарате, который совершенно не приспособлен к таким работам в космосе — ни поручней нет, ни необходимых элементов для вскрытия переборок. Это всё выглядит авантюрой, да и теплоноситель уже улетел. Если мы отремонтируем трубопровод, внутри него все равно будет вакуум, поэтому никакого смысла в этом уже нет.
Если что, на «Байконуре» уже готовится следующий космический корабль — Союз МС-23, его можно запустить в беспилотном режиме, чтобы он долетел до станции и экипаж смог вернуться домой безопасно. Но я бы им предложил поработать до конца следующей экспедиции, чтобы не тратить зря космический корабль. Просто у ребят была бы экспедиция не полгода, а год. Это тяжело, но посильно, такие экспедиции уже были.
Cамый крайний вариант — это попросить помощи у американцев, чтобы они прислали свой Crew Dragon компании SpaceX, и он тоже мог бы выполнить такую спасательную миссию. Илон Маск бы не отказал, и, может быть, NASA даже оплатила бы эту экспедицию, потому что в составе экспедиции есть американец Фрэнк Рубио. NASA, безусловно, заинтересовано в его безопасном возвращении и, может быть, могло бы оплатить такой экстренный рейс Crew Dragon, но наши будут делать всё, чтобы избежать этого сценария по политическим соображениям.
Самый рисковый и самый простой вариант — это сесть сейчас в корабль и полететь домой. Возвращение из космоса занимает не так много времени, порядка трех часов, и работа двигателей нужна не в течение всего этого времени, и этот температурный диапазон, в котором должно держаться топливо, несложно поддерживать в космосе, потому что солнце светит. Тут главное — соблюдать баланс между охлаждением и нагревом. И в целом, я думаю, они могут позволить себе пойти на такой риск. Неизвестно, согласится ли американец, но они доверяют нашим специалистам. Особенно выгоден этот сценарий для Роскосмоса, потому что этот приборно-агрегатный отсек сгорит в плотных слоях атмосферы, отделившись от спускаемой капсулы, и никто не узнает, что на нем на самом деле произошло. Но это всё догадки и различные варианты развития событий.