Темы расследованийFakespertsПодписаться на Email
Новости

Нештатные бойцы, выявление диверсантов, штабы с губернаторами и силовиками. Что такое тероборона и как ее будут осуществлять?

The Insider

Владимир Путин 19 октября подписал указ, объявляющий военное положение на оккупированных территориях Украины, которые Кремль называет «присоединенными». Также Путин поручил создать «специальный координационный совет» во главе с премьером Михаилом Мишустиным для организации работы по повышению безопасности, а мэру Москвы Сергею Собянину приказал подключиться к координации работы регионов над созданием штабов территориальной обороны. Так, в «ДНР», «ЛНР», Запорожской и Херсонской областях появится тероборона и соответствующие межведомственные штабы. При этом если в российских регионах, где сейчас объявлен «средний уровень реагирования» и уровни «базовой» и «повышенной» готовности, введут военное положение, там также сразу появится тероборона. The Insider изучил статью 22 Федерального закона «Об обороне», в которой говорится, как будут функционировать эти штабы и за что будут отвечать, а также нашел упоминание специального положения, утвержденного Путиным.

В статье ФЗ есть 10 пунктов о теробороне, большинство из них изменены или дополнены в 2017 и 2020 годах. Согласно данным пунктам, штабы теробороны создаются с момента введения военного положения в отдельных регионах или в частях регионов, а также в муниципальных образованиях. Руководят этими штабами губернаторы, также в них входят все силовые структуры. Некоторая информация конкретно в этой статье не указывается: например, кто будет входить в «формирования» теробороны и будут ли граждан принуждать к оборонительным мероприятиям.

Указ президента России от 01 июля 2014 года № 482 «Об утверждении Положения о территориальной обороне РФ» в открытом доступе на официальном интернет-портале правовой информации найти не удалось. Однако The Insider нашел упоминание этого указа в документе от 13 апреля 2021 года по итогам «круглого стола» Комитета Совфеда по обороне и безопасности, который прошел 30 марта того же года. Решение подписано председателем комитета, Виктором Бондаревым. В одном из пунктов он ссылается на этот самый указ Путина, в котором говорится, что к ведению теробороны привлекаются формирования Вооруженных сил России и других войск, а для выполнения отдельных мероприятий — силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и нештатные формирования организаций. Также в документе встречается и вышеупомянутая статья 22 ФЗ «Об обороне». Из решения Бондарева следует, что еще весной 2021 года в Совфеде говорили о теробороне и мобилизационных учениях:

«Отметить как имеющую важное значение для подготовки территориальной обороны практику проведения Главным управлением специальных программ президента России масштабных мобилизационных учений с руководителями органов исполнительной власти и главами муниципальных образований с обсуждением проблемных вопросов деятельности в области территориальной обороны».

Помимо этого, в решении по итогам «круглого стола» говорится, что в целях информационного обеспечения штабов теробороны были «созданы и опробованы» региональные центры управления (РЦУ).

В Украине, с которой Россия в 2022 году начала войну, существуют Силы территориальной обороны (ТРО) ВСУ, руководство которыми осуществляет главнокомандующий Вооруженными силами. Бригады сил теробороны формируют на основе военного резерва, также в них можно вступить добровольно, для этого не требуется опыт срочной службы. Будут ли в России созданы бригады по аналогии с украинскими, неясно.

Как определяют тероборону в России?

Согласно статье 22 ФЗ «Об обороне», это осуществляемые в период военного положения мероприятия:

  • по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов;
  • объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики;
  • объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  • мероприятия по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями;
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.

Где и как ведется тероборона?

Все мероприятия проводятся на территории России или в отдельных регионах, где введено военное положение. Во всех регионах, или на части территории регионов, в муниципальных образованиях с даты начала действия военного положения создаются «межведомственные координирующие органы» (штабы территориальной обороны). Порядок создания определяет президент.

Деятельность всех штабов регулируется федеральными законами или «иными нормативными правовыми актами», а также нормативными правовыми актами регионов и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения ФЗ в области обороны. Руководителями штабов являются высшие должностные лица в субъектах (губернаторы), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию, которые несут персональную ответственность за исполнение обязанностей.

Задачи штабов теробороны

  • согласовывать действия органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по теробороне;
  • согласовывать мероприятия по теробороне с обеспечением режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму.

Основные полномочия

  • разработка проектов нормативных правовых актов в регионе, проектов муниципальных правовых актов муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по теробороне;
  • обеспечение выполнения мероприятий по теробороне;
  • контроль состояния сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по теробороне органами исполнительной власти;
  • другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ;
  • в пределах полномочий штабы несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по теробороне и осуществляют руководство указанными силами и средствами.