Российская перестраховочная компания РНПК (дочерняя компания Центробанка) перестала считать страховым случаем происшествия, связанные с некачественным обслуживанием или ремонтом самолетов. Как сообщает «Коммерсантъ», РНПК отказывается покрывать риски авиакомпаний после того, как Airbus и Boeing прекратили техническое обслуживание российских самолетов и поставку запчастей.
РНПК приняла договоры перестрахования весной, когда от них отказались европейские страховые компании из-за санкций, тогда условия договоров не менялись. Однако к лету у многих перевозчиков подошел срок ежегодного перезаключения договоров и некоторые страховые случаи из документов стали «исчезать», пишет издание со ссылкой на участников рынка. Сперва исчезло покрытие рисков ареста и конфискации воздушных суден. Позже страховым случаем РНПК перестала считать происшествия, ставшие следствием некачественного обслуживания или ремонта, хотя в европейских контрактах это условие существовало.
В случае возникновения страховых случаев проблема может привести к многолетним спорам по возмещению убытков и коснется в том числе выплат пассажирам, пишет «Коммерсантъ». Некоторые авиакомпании смогли перезаключить договор «на индивидуальных условиях», в частности, так сделала S7, подписавшая договор с «Ингосстрахом». Однако на каких условиях он подписан, не сообщается.
В страховых компаниях отмечают, что пытаются договориться с РНКП, но «процесс еще не завершен». По словам заместителя гендиректора по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Ильи Кабачника, «условия покрытия должны быть понятны и для страховщика, и для клиента», иначе могут начаться длительные тяжбы по страховым событиям. Также источники издания в «Аэрофлоте» сообщили, что о проблеме компания уведомила Минтранс в июне. В РНПК отказались от комментариев.
Происшествием, которое случилось из-за некачественного обслуживания или ремонта самолета, может стать практически любая, даже не катастрофичная ситуация. Как отмечает директор авиакомпании «Меридиан» Владимир Лапинский, сложности с получением компенсаций возникнут не только у авиакомпаний, но также у пассажиров и третьих лиц. Если каждый такой случай будет признаваться нестраховым, авиакомпании могут утонуть в убытках.
При этом директор научного центра госрегулирования ФГУП ГосНИИ ГА Александр Фридлянд говорит, что его «удивляет нежелание идти навстречу перевозчикам».
Как сообщил The Insider авиационный эксперт, пожелавший остаться анонимным, ничего удивительного в этом нежелании нет.
«Теперь к колоссальным проблемам безопасности полетов добавляются еще и проблемы страхования на авиационном транспорте, потому что каждый самолет должен быть застрахован. Если самолет застрахован, он идет в рейс, если что-то происходит, то часть компенсации платит авиакомпания и часть — страховая компания. Если самолет отправится в рейс незастрахованным, то в случае аварии или катастрофы все компенсации будет платить только сама авиакомпания. Причем неважно — по ее вине, не по ее вине. Таким образом, все это может привести к банкротству.
Господин Фридлянд удивляется, что РНКП не хочет идти навстречу авиакомпаниям, с учетом того что весь капитал дается ему государством. Даже у этой структуры [РНКП], которая получает от государства бюджетные средства, тратить деньги налогоплательщиков на это нет никакого желания. Отрасль гражданской авиации сейчас фактически формируется заново, под новые реалии. То, что у нас гражданская авиация находится в таком состоянии, то, что мы настолько оказались не готовы к санкциям, что до сих пор не сертифицирована возможность приобретения неоригинальных запчастей (которая есть в Европе, Китае, США), — это целиком и полностью „заслуга“ главы Росавиации Александра Нерадько. Первые санкции ввели в 2014 году, и за восемь лет Росавиация даже не пошевелилась, не подумала наперед, что санкции могут быть сильнее, спустила все на тормозах. Все восемь лет Росавиация сваливала ответственность на других, а зарплаты все получали. И теперь дошло до того, что Росавиация сваливает на авиакомпании полное обеспечение безопасности полетов».