Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

СК проверит обстоятельства смерти заключенного Леонида Зеленко в ЕПКТ-31. The Insider писал, что его могли убить при пытках

The Insider

Главное управление Следственного комитета по Красноярскому краю и республике Хакасия проводит проверку по факту смерти в Едином помещении камерного типа № 31 21-летнего Леонида Зеленко, которого нашли повешенным в камере в 2018 году. Об этом говорится в ответе ГУ СК на запрос «Комитета за гражданские права», документ есть в распоряжении The Insider. Проверка начата после статьи о пытках в этом ЕПКТ.

«С 05.12.2018 Следственным отделом по Советскому району города Красноярск Главного следственного управления Следственного комитета РФ Красноярского края и республики Хакасия проводилась процессуальная проверка по факту обнаружения в камере №4 ЕПКТ ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю трупа осужденного Зеленко Л. Ю. с признаками самоповешения. По результатам проверки 17.12.2018 старшим следователем следственного отдела по Советскому району города Красноярск Денежкиным М.И. принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 статьи 24 УПК РФ в связи с отсутствием событий преступлений, предусмотренных ст. ст. 110 ч. 1, ст. 285 ч. 1 и ст. 286, п. «а» часть 3, статьи 286 УК РФ. 21.10.2021 заместителем прокурора Советского района г. Красноярска указанное решение отменено, в связи с неполнотой проведенной проверки. С 09.11.2021 проводится дополнительная проверка, в связи с чем предоставить копию процессуального решения не представляется возможным», — говорится в ответе СК.

Ранее бывшие сокамерники Зеленко рассказали The Insider, что его убили. «Сначала убили Ислама [Магомадова — еще один заключенный, погибший в ЕПКТ], а потом и Леню. В 2018 году его увезли из ИК-17 в ЕПКТ-31 и, насколько мы знаем, там его задушили», — рассказал The Insider один из знакомых Зеленко.

Сокамерники пытались узнать о Зеленко у администрации колонии, им сказали, что он покончил с собой. «Я его лично знал. Я с ним был на ИК-17. — заявлял другой собеседник The Insider. — По словам администрации, он удушил себя. Я думаю, этот человек не был способен к самоубийству, не расположен был. Предполагаю, что его убили и представили так, будто он совершил суицид».

The Insider и Комитет за гражданские права ранее направляли официальные запросы в ГУФСИН по Красноярскому краю с просьбой предоставить информацию об обстоятельствах смерти Зеленко и о том, проводились ли проверки по факту смерти. В прошлом ответе ГУФСИН говорилось, что «изложенные в настоящем обращении доводы о насильственной смерти заключенного не обоснованы и не соответствуют действительности».

Бывшие заключенные рассказали ранее The Insider, что об убийстве Ислама Магомадова и Леонида Зеленко сотрудники колонии говорили им прямым текстом, угрожая, что они могут закончить так же. «13 июня 2019 года заместитель начальника ИК по БиОР Слепов А.Ю. угрожал мне, что переведет в ПКТ на три месяца, и если я не прекращу голодовку, то 20 июня 2019 года меня отправят в ЕПКТ ИК-31, где найдут повешенным, как Зеленко и Магомадова», — писал один из осужденных в жалобе на действия сотрудников колонии.

Бывший председатель ОНК Красноярского края Валерий Слепуха рассказал The Insider, что если заключенный в ЕПКТ умирает при пытках, его уже мертвым увозят оттуда в тюремную больницу, подделывают официальные документы и указывают другую причину смерти. «У нас был случай по одному тувинцу. Нам все свидетели говорили, что его уже мертвого вывозили, что он даже был закрыт простыней. А по официальным документам выходило, что он поступил в КТБ и там скончался, какой-то непонятный диагноз ему поставили, — вспоминает он. — Как-то записи одного врача, который возглавлял медчасть ГУФСИН по Красноярскому краю, утекли в сеть. Он там говорит: «Нам дают указание и мы пишем у 23-х летних парней сердечную недостаточность». Он дал понять, что на самом деле им приходится такое писать, скрывать. Потом это дело затихло, он ушел на пенсию».

Единое помещение камерного типа находится в красноярском поселке Индустриальный на территории колонии № 31. Туда со всего Красноярского края привозят нарушивших условия распорядка осужденных. Ежегодно туда попадает до 200 человек. Почти все они подвергаются пыткам. Сюда неохотно пускают адвокатов, заключенных после истязаний неделями держат в подвале, пока не пройдут следы, скрывают их от проверок. Перед редкими визитами адвокатов и правозащитников — запугивают, чтобы ничего не рассказывали. The Insider поговорил с бывшими заключенными, побывавшими в ЕПКТ-31 в период с 2017 по 2020 год.

После выхода статьи Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю сообщило о начале служебной проверки в ЕКПТ-31. Также героев материала в рамках проверки опрашивала прокуратура.