Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Националисты провели в Варшаве марш Независимости, в котором приняли участие 150 тысяч человек. Участники сожгли флаг Германии

The Insider

В Варшаве прошел традиционный марш по случаю Дня независимости Польши. По данным издания Polsatnews, в марше прошли около 150 тысяч человек. К шествию присоединились ультраправые националисты, которые скандировали лозунг «Польша для поляков, поляки для Польши». Один из участников сжег немецкий флаг за то, что «немцы во время Второй мировой войн убили шесть миллионов поляков». Инцидент попал на видео.

Глава национально-консервативной организации «Марш независимости» Роберт Бонкевич перед началом шествия заявил, что «нападение не идет только с Востока, нападение идет также с Запада». По его словам, Германия атакует Польшу, ​​используя институты Евросоюза. Бонкевич является также инициатором акции по сбору средств на так называемую Национальную гвардию, которая будет противостоять распространению в Польше «западных либеральных ценностей», таких как права женщин на аборты.

Депутат польского сейма, глава ультранационалистической партии «Рух народовый» Роберт Винницкий призвал прекратить наводнение Европы нелегальными иммигрантами со всего мира. «Прекратить нелегальную иммиграцию, прекратить наводнение Европы со всего мира, прекратить ложный гуманизм. Мы имеем право провозглашать этот лозунг: Польша для поляков, это было, есть и будет нашим лозунгом», — заявил политик.

Мэр Варшавы Рафал Тшасковский заявил, что марш прошел без эксцессов и тихо, несмотря на то что участники шествия использовали пиротехнику. Спикер полиции Варшавы Сильвестр Марчак заявил, что в ходе марша были задержания — «менее 10 человек». По его словам, это было одно из самых безопасных шествий за многие годы.

Тшасковский изначально был против проведения марша из-за коронавирусных ограничений. Также он опасался агрессивного поведения националистов и их лозунгов, которые могут вызвать ассоциации с кризисом на восточной границе страны. Один из лозунгов гласит: «Польша для поляков, поляки для Польши». Однако организаторы марша смогли получить разрешение на его проведение. Накануне шествия стал известен девиз марша — «Независимость не продается!», также был представлен плакат, стилизованный под объявления нацистских оккупантов во время Второй мировой войны, обращенные к полякам. На плакате Тшасковский назван ​​Обербюргермейстером, кроме того там перечислены запретные меры и строгие наказания за нарушение тишины и общественного порядка. Первые лица государства в марше участия не приняли.

Депутат Европарламента Сильвия Спурек принесла извинения за сожженный флаг. «Я приношу свои извинения всем моим друзьям в Европейском парламенте из Германии. Мне стыдно, что в Польше сожжение немецкого флага может ассоциироваться с патриотизмом», — написала она в Twitter.

Член польского парламента Кшиштоф Бозак отметил, что марш не являлся националистическим. «Стоит обратить внимание на то, как такие СМИ, как TVN, упорно называют Марш Независимости «маршем националистов», а националистов там меньшинство. Интересно, что они не назвали женскую забастовку «феминистским маршем» или «протестом против абортов», — сообщил он в Twitter.

После шествия польская пограничная служба в официальном Twitter-аккаунте сообщила, что в посольство Польши в Германии поступает множество звонков с благодарностью за защиту европейских границ, а у Бранденбургских ворот прошел митинг с благодарностью. Благодарными митингующими оказались представители ультраправого движения «Альтернатива для Германии» — об этом говорилось в посте, который процитировала погранслужба. После того, как на это обратили внимание СМИ, ведомство опубликовало то же сообщение о благодарностях, но уже без упоминания немецкого ультраправого движения.

Как сообщил The Insider польский журналист, эксперт Международной мониторинговой организации CIS-EMO, публицист и главный редактор издания strajk.eu Мачей Вишневски, инцидент сожжения немецкого флага на марше — это результат двух явлений: управления кризисом правящей партией и управление при помощи кризиса.

«Управление при помощи кризиса заключается в том, что немалая часть общества ощущает себя под угрозой — мигрантов, угрозой, идущих с востока, угрозой Евросоюза, который требует от нас, чтобы мы соблюдали нормы европейского права или хотя бы нормы тех правовых актов, касающихся беженцев, которые мы, как государство, давно подписали.

Кроме этого, ЕС ожидает от нас, что как государство мы будем соответствовать правовым актам о независимости судей и прозрачных процессах номинирования <назначения>. Этого не происходит, ЕС показывает, что этим недовольно, а правящая партия делает вид, что за всем этим стоит не Брюссель, а Берлин, якобы усиляющий свои позиции. Власти представляют все в таком свете, будто Германия хочет просто отодвинуть Польшу и не дать ей развиваться. Отсюда эти агрессивные поведения части демонстрантов по отношению к немецким символам.

Управление кризисом заключается примерно в том же. В самом начале кризиса немецкие СМИ рассказывали про него как про явление, которое управляется исключительно Белоруссией или Россией, не рассказывая или умышленно забывая о том, что волна мигрантов — это не результат действий этих упомянутых государств, а результат действия западных, которые развязали войны в Ираке, Афганистане, Ливии. Вот это результат в форме волны переселенцев, мигрантов, беженцев. Там надо искать истоки. Надо напомнить, что Польша принимала в иракской войне активное участие, и у нас на руках тоже кровь иракских не только боевиков, но и обычных граждан.

Что касается таких действий, как сожжение флага — я бы не думал, что это агрессивное поведение характерно для общества в целом. Общество боится Брюсселя и, даже если думает что Берлин или Брюссель имеют к нам вражеское отношение, это не принимает такой агрессивной формы. Люди могут с недоверием относиться к каким-то действиям, о которых говорят СМИ, что они направлены против Польши. Но в целом, они знают свое: если что — в Германию можно уехать, найти там работу, как это сделали многие поляки в 80-е годы, что там можно заработать, и в принципе на бытовом уровне отношения между нами не столь плохие, как хочет представить это польская власть. Видеть это надо, но придавать большое значение необязательно».

Ранее The Insider писал, что 8 ноября в Беларуси заметили многочисленную группу беженцев около трассы, ведущей к границе с Польшей. Позже они попытались сломать забор с колючей проволокой и попасть на территорию ЕС. 9 ноября двум большим группам мигрантов удалось прорваться через границу Польши. Они повредили ограждение в районе Крынок и Беловежи.

В Варшаве прошло заседание кризисного штаба с участием премьер-министра и министра обороны в связи с событиями на польско-белорусской границе. 9 ноября сейм (парламент) Литвы принял постановление, которое вводит с 10 ноября чрезвычайное положение на границе с Беларусью.

Министры обороны Литвы, Латвии и Эстонии заявили, что кризис с мигрантами грозит военным столкновением. Власти Польши заявили, что обсуждается полное закрытие границы с Беларусью.