Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Система коррумпирована настолько, что выдает оружие тем, кому можно доверить только ложку». Эксперты о проблемах оборота оружия в России

The Insider

Молодой человек, устроивший стрельбу в школе Казани, получил оружие на законных основаниях, сообщили в Росгвардии. Психиатр, выдавшая Галявиеву, который объявил себя богом, справку на получение оружия, заявила, что не нашла у него отклонений. Сейчас психиатр на допросе, следователи изъяли все документы исследования преступника.

Президент Путин уже поручил «срочно проработать положение» об ужесточении правил оборота оружия. Все опрошенные The Insider эксперты уверены, что в этом нет никакого смысла, но причины произошедшей в Казани трагедии приводят разные.

Геннадий Гудков — владелец нескольких ЧОП, полковник запаса ФСБ, бывший депутат Госдумы

В России существуют самые жесткие правила выдачи оружия, и дело не в недостаточной жесткости этих правил, а в их несоблюдении. К сожалению, часть системы МВД коррумпирована, и под выдачу оружия иногда попадают лица, которым вообще ничего нельзя доверять, кроме ложки.

При этом у нас разрешается владеть только гладкоствольным длинноствольным оружием. Нарезного оружия у населения очень мало, а короткоствольного совсем нет — только наградное, его 6-7 тысяч единиц по всей стране. По большому счету у нас оружия-то нет, если сравнивать с США. В России на руках порядка 5,5 млн единиц, и это в основном охотничьи ружья, а в США — 300 млн стволов, и это автоматическое оружие высокой боевой мощности, пистолеты высокого класса и прочее. У нас нет оружия, которое легко пронести и которое имеет большую убойную силу и скорострельность.

В Болгарии можно свободно получить разрешение на пистолет, и там на улицах не стреляют, грабежей и изнасилований с использованием огнестрельного оружия единицы в год. Такая ситуация почти во всех странах Европы: большое количество оружия на руках в Чехии, Словакии, Германии, но оно не стреляет, потому что там другие нравы и другие порядки.

Дело в том, что в России вся система правоохраны не работает — она заточена под защиту власти от народа. Гигантские ресурсы бросаются в бой с блогерами, журналистами, политическими активистами, а ключевой и приоритетной задачей всех органов и систем является борьба с инакомыслием и критикой власти. Туда брошены самые основные силы, брошены все технические средства, направлено внимание всех следственных органов. Борьба с преступностью осуществляется в России по остаточному принципу.

Еще один момент — тотальный непрофессионализм и коррупция всей системы, она гниет. Она становится неэффективной, падает качество агентурной и оперативной работы, разыскных навыков, не работает система профилактики преступлений. Из должностных лиц российского государства никому все это не нужно, они погрязли в коррупции и сокрытии своих деяний от народа. Поэтому полтора миллиона силовиков в России — это огромная армия, крайне неэффективная в борьбе с преступностью и содержащаяся только для одной зачади — при необходимости защитить власть силой оружия.

Требования Путина ужесточить правила выдачи оружия гражданам не будут работать. Но сейчас власть точно создаст гигантские проблемы сотням тысяч российских охотников. Граждане будут страдать от этого, а преступников это не коснется, они найдут способ дать взятку или просто перейдут на нелегальное ношение.

Валерий Киселёв — ветеран «Вымпела», председатель правления московского фонда сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб

Ужесточение правил выдачи оружия не изменят ситуацию, поскольку существующие и так абсолютно целесообразны и рациональны. Вопрос в том, что режимные подразделения, которые отвечают за хранение оружия, не всегда четко выполняют свои функции. Но дома же не будет жить милиционер, чтобы смотреть, как оружие хранится.

Все правила у нас хорошие, поэтому менять их нет смысла, остался следующий этап — надо просто отобрать оружие у всех. На мой взгляд, это является признаком уже полной демократии.

Национальный антитеррористический комитет проводит достаточно большую работу по профилактике случаев, который произошел сегодня, — уничтожение сайтов, отслеживание таких личностей и прочее. Но общество привыкло, что все хорошо, потому что подобные печальные случаи происходят не так часто.

На самом деле окружающие могли увидеть характерные настораживающие моменты в гражданине, который совершил сегодня преступление, поскольку этот человек явно не в себе, и какие-то тревожные поведенческие элементы у него появлялись ранее. Мы не обращаем внимание, что там у кого — идет человек с ружьем под плащом, кто-то заметит и пройдет мимо: «Разве меня это касается?». Пока это никого не касается, так и будет происходить, а ведь сегодня он мог бы и не дойти туда, куда направлялся. Все происходящее зависит от общества.

Александр Гольц — военный обозреватель

В России действительно довольно жесткие, если сравнивать с США и некоторыми европейскими государствами, правила приобретения и хранения оружия. Другое дело в том, что по стране гуляет немалое количество незарегистрированного оружия, украденного на армейских складах.

Но должен отметить, что суровость российских законов компенсируется их тотальным несоблюдением. Конечно, законодательство могут ужесточить как-то еще, однако не думаю, что это решит проблему.