Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Скоро мы столкнемся с необходимостью использования ресурсов Луны, и вопрос, как их делить, возник уже сейчас» — Владислав Шевченко

The Insider

NASA и Британское космическое агентство подписали «Соглашения Артемиды», устанавливающие основные принципы освоения Луны. В частности, в рамках соглашения Великобритания примет участие в создании окололунной станции Gateway, которая призвана стать пересадочным пунктом для миссий на естественный спутник Земли и в дальний космос.

Ранее NASA представило основные принципы, на которых будет строиться предлагаемое международное соглашение об освоении Луны. Документ предполагает создание на спутнике Земли баз по добыче полезных ископаемых, а вокруг них — «зон безопасности» для предотвращения вмешательства со стороны других стран и компаний. Документ также предполагает разработку правовой базы, которая закрепила бы за отдельными игроками право собственности на добываемые на Луне ресурсы. Договор планируется представить странам-партнерам, при этом в число этих стран не планируется включать Россию, которая является главным партнером NASA в работе на МКС.

Заведующий отделом исследований Луны и планет Института им. П.К. Штернберга МГУ Владислав Шевченко рассказал The Insider, что проблема использования ресурсов спутника Земли стоит очень остро и уже перешла в юридическую плоскость.

На сегодняшний день мы имеем выдающийся без всяких отсылок к политической конъюнктуре эксперимент — посадка на обратную сторону Луны. Это осуществили китайцы на аппарате «Чанъэ-4», который не только осуществил посадку, но и доставил луноход «Юйту-2», что в переводе значит «лунный кролик». К настоящему времени он провел 20 месяцев на Луне в активном состоянии, то есть 20 лунных суток. Двадцать месяцев — это само по себе много, но поскольку это лунные сутки, то он засыпал и не работал во время лунной ночи, потом, когда наступал лунный день, он просыпался и опять находился в активном состоянии. Проехал он большое расстояние, передал много информации и, по-видимому, продолжает действовать.

Надо сказать, что у американцев тоже работает Lunar Orbiter, который с 2009 года находится на лунной орбите, — за это время он передал огромнейшее количество данных. Причем он имел возможность маневрировать таким образом, что снижался на какое-то время, то есть у него увеличивалась разрешающая способность, и на Землю он передал снимки, на которых есть и следы наших луноходов, и сами аппараты. Они не в подробностях видны, конечно, но видны. Естественно, первым делом США пытались отснять области работы лунных экспедиций по программе «Аполло», и на снимках с высоким разрешением также видны следы их пребывания. Кроме того, были отсняты и другие материалы, пусть и не отличающиеся высоким разрешением, но крайне важные для науки, например, наличие железа и титана в лунных породах, которое было установлено с помощью спектральной съемки и гамма-излучения.

Мы уже довольно скоро столкнемся с необходимостью использования лунных ресурсов, когда на Земле исчерпаются запасы редкоземельных металлов. И сейчас уже возникает другой вопрос — юридический. Уже появилась целая область космического права, в которой юристы работают над тем, как будут использоваться лунные ресурсы. Дело в том, что существует договор 1967 года, в котором говорится, что Луна является общечеловеческой ценностью. И здесь пока нет ясности, как все будет работать. Так, вице-президент США, говоря об этой проблеме, привел в пример добычу тунца: «Когда мы в водах мирового океана добываем рыбу, нам же никто не говорит из других стран — где наша доля?».

Возможно, в этом есть резон. Еще в 80-х годах я был в Институте имени Джонсона в Хьюстоне и спрашивал американских коллег, почему они не продолжают работу по программе «Аполло». И мне тогда говорили: «Хорошо, мы потратим десятки миллиардов долларов, привезем ценные ресурсы, а какая-нибудь африканская страна, не имеющая собственной космической программы, скажет, а где наша доля, полагающаяся по договору 1967 года?».

Сейчас о планах развивать лунную программу заявил Люксембург — не самая, скажем откровенно, крупная космическая держава. Свою программу освоения Луны готовят Объединенные Арабские Эмираты. Там понимают, что существующие источники энергии на Земле в обозримом будущем исчерпаются, и уже задумались об использовании лунных источников. У них есть деньги, поэтому они могут себе позволить такую программу.

Отечественная лунная программа пока себя никак не проявляет. Последний лунный эксперимент, в рамках которого доставили на Землю очередной образец поверхности спутника земли, был 43 года назад. Я не могу оценивать, насколько серьезно на сегодняшний день ведется работа по этой программе, это надо спрашивать у Роскосмоса. И безусловно, нужно политическое решение, чтобы понять, насколько нам нужна программа освоения Луны.