Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Странно, что новые правила «Оскара» расстроили кинематографистов, которым он и так не светил» — Виталий Манский

The Insider

Американская киноакадемия сообщила об изменении с 2024 года правил номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм». Член Американский киноакадемии «Оскар», режиссер и продюсер Виталий Манский в интервью The Insider отметил, что он против излишних регламентаций, но не видит в решении академии ограничения свободы творчества.

Я как член Академии получил письмо с длинным перечнем процентов, долей, условий и обстоятельств. Сначала из-за этой сложной арифметики я это письмо отложил в сторону, при этом понимая, что речь идет о введении каких-то новых квот. Но это меня не тронуло. Но вдруг выяснилось, что эти правила задели за живое огромное количество кинематографистов, которые никогда в жизни близко не подойдут к номинации на Оскар. При этом они это обсуждают так, будто у них в доме без предупреждения отключили горячую воду. И я решил внимательно прочитать правила.

В принципе, к любым регламентациям и ограничениям, особенно в вопросах творчества, искусства вообще, я отношусь отрицательно. Но погрузившись непосредственно в письмо академии, а не в его многочисленные пересказы, я увидел, что никакой проблемы вообще нет. Индустрия просто говорит: мы за мир и против войны. Это заявление из серии «небо голубое, а земля твердая». Ведь в принципе в индустрии и без того работают и женщины, и представители различных сексуальных меньшинств, различных рас.

Конечно, сам факт появления таких правил странен сам по себе. Это все равно, что раздавать указания, сколько раз хороший муж должен поцеловать жену. Но если ты ее любишь, то будешь ее и так целовать – и гораздо чаще.

В новых правилах написаны варианты набора сотрудников, но режиссер может вообще не обращать на них внимание, проводя кастинг или работая над сюжетом фильма. А дистрибьюторы и продакшн-компании должны об этом задуматься.

Хорошо или плохо, если компания будет брать сотрудников с физическими недугами? Если компания таким образом проявляет социальную ответственность, то ничего дурного в этом нет. Собственно, академия это и фиксирует. Она говорит: друзья, вы живете в обществе и, пожалуйста, выполняйте свои обязательства перед обществом. Иными словами, академия предлагает выбирать из различных вариантов, и количество этих вариантов настолько велико, что сложно говорить об ограничениях.

Но при этом я считаю, что если я хочу взять на работу человека с физическими недостатками, то это должен быть мой выбор, а не навязанное обществом решение. Если мне указывают, что надо сделать, а я не хочу, то я не уверен, что это даст хороший результат. Но это вопрос не из области кинематографии, а из области этики. И в данном случае академия этот этический вопрос зафиксировала.

Никаких ограничений собственно творчества нет, но если в твоей картине есть предложенные варианты, то это будет считаться бонусом. Что касается людей нетрадиционной ориентации, то я вообще не представляю себе кино без них. И, думаю, что их в индустрии гораздо больше, чем это предписывают новые правила.

От сексуальной ориентации моего ассистента я не страдаю вообще. А от чего я действительно страдаю – и как автор, и как зритель, так это от попкорна. И если бы спросили мой совет, то я бы предложил кинематографической индустрии запретить входить в кинозал с попкорном. Ведь не разрешают же в кинозале стирать свои носки! Почему попкорн можно, а носки – нельзя?!