Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Распоряжение привлекать активистов для контроля за вырубкой леса на Байкале не решит проблемы озера» — экологи

The Insider

Президент Путин поручил главе РЖД Олегу Белозерову привлечь общественность к контролю за вырубкой леса на Байкале под развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Он призвал железнодорожников быть в тесном контакте и с чиновниками, и с экологами и «с общественностью в самом широком смысле этого слова». По словам Путина, план мероприятий и меморандум по расширению БАМа и Транссиба должен исполняться неукоснительно, но при этом должны строго соблюдаться экологические требования.

The Insider поговорил с несколькими экологами о том, может ли эта мера решить экологические проблемы Байкала.

Эксперт по особо охраняемым природным территориям Greenpeace Михаил Крейндлин

Это безусловно хорошие общественные решения. Мониторинг общественного мнения — это хорошо, если он не выльется во что-то формальное, то есть этим не будут заниматься какие-то формальные структуры вроде общественных палат или общественных советов, которые не всегда полноценно выражают мнение людей.

С моей точки зрения сейчас основная угроза Байкалу исходит не только от РЖД. Был принят закон №254 «О модернизации транспортной инфраструктуры», который позволял проводить сплошные рубки, в том числе для строительства железных дорог, и переводить земли лесного фонда в другие категории. Под РЖД все эти правильные экологические нормы, связанные с контролем, разрабатываются.

Этот закон сделал ещё несколько важных вещей. Например, он отменил экологическую экспертизу. Причем не только для объектов РЖД на Байкале, но и любых объектов транспортной инфраструктуры. Это не только РЖД, это и автомобильные дороги, порты, аэропорты и все, что угодно. Это тоже не будет проходить никакую экологическую оценку и никакого экологического контроля не будет. Кроме этого, этот закон отменил экологическую экспертизу для любых региональных особо охраняемых природных территорий вообще по всей стране. Там мы теперь фактически можем строить все, что угодно, если это прямо не запрещено законом. Это гораздо более серьезный ущерб, чем тот, который может быть нанесен из-за вырубки лесов для Транссиба. Про это, к сожалению, я никаких поручений президента не видел.

Ученый секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Орлова

Думаю, придумывание новых неапробированных, неинституциональных и соответственно, свободно трактуемых форм экспертизы и согласования, не даст результата, который устроит всех акторов и будет воспринят обществом как приемлемый

Нужно возвращать институт государственной экологической экспертизы в полном объёме и в объективном качестве с экспертами, которые являются профессионалами, независимыми и с исключением конфликта интересов.

Международный координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов

Танцы Российских железных дорог уже идут совсем невпопад. Есть целый список куда более актуальных рисков, связанных с только одним проектом магистральной инфраструктуры, а именно — расширением БАМ и РЖД. Это связано с риском перевоза опасных веществ вдоль Байкала и в других местах, где находятся населенные пункты. Это связано с увеличением распыления неядовитых, но сыпучих веществ, которые переносятся в открытых вагонах при усилении транспортировки. Это связано с риском аварий, с эрозией на фоне рукотворных и стихийных бедствий, которые скажутся на подъеме уровня Байкала. Это связано с отсутствием какой-либо экспертизы тех земель, на которых проводятся землеотводы с точки зрения их природной ценности и наличия редких, эндемичных и охраняемых видов.

Рубка леса тут занимает определенное место, но не первое, даже в контексте байкальской природной территории, где скорее всего наиболее важными вопросами для проектов вообще станет отмена экологической экспертизы для магистральной инфраструктуры. А для РЖД в частности — эрозия в связи с сочетанием бесконтрольного строительства инфраструктуры и подъема уровня озера в результате разрегулирования Байкала.