Английский суд признал законным решение британского банка Cynergy заморозить выплату процентов по кредиту, который был получен от компании Виктора Вексельберга. Суд счел, что санкции США не позволяют выплачивать проценты. Специальный советник по санкционному праву коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин рассказал The Insider, почему это - принципиально важное решение, которое однако, не сможет повлечь за собой дальнейших ограничений для компаний российского олигарха.
Это действительно важное решение, раз два ведущих специалиста Британии по санкциям – Майя Лестер и Брайен Кеннелли - встретились лицом к лицу. Его можно оспорить в апелляции. Но крайне маловероятно, что стороны туда пойдут.
Против самого Вексельберга уже точно не последует никаких ограничений. На первый взгляд, решение экстерриториально распространило режим американских санкций на территорию Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии. Но я бы не стал делать далеко идущие выводы, как привлеченные РБК эксперты, которые полагают, что этот прецедент «опасен для российских бизнесменов и компаний, попавших в американские санкционные списки», поскольку «британский суд признал, что институт вторичных санкций США (риск применения американских санкций против зарубежных лиц за сделки с «токсичными» россиянами) фактически освобождает иностранного заемщика от ответственности за неплатежи в адрес подсанкционного лица».
На самом деле все значительно проще. Решение принимается английскими судьями на основе баланса вероятностей. У обеих сторон процесса равные процессуальные права. Банк, ссылаясь строго на договор, доказал, что вынужден соблюдать различные применимые к его отношениям с компанией Вексельберга нормы и регламенты, к которым отнесены санкционные, в том числе Регламент 31 CFR 589 (санкции против России из-за ситуации на территории Украины). Также банк доказал реальность наступления вероятности привлечения к ответственности его самого, если он нарушит запрет на выплату процентов компании подсанкциононго лица.
И не следует забывать про саму суть санкций США – Вексельберг и компании под его контролем не лишены своих средств, имущества или права требования процентов по долгу. Эти средства не конфискованы. Санкции лишь заморозили эти средства, активы и имущественные права до тех пор, пока Вексельберг и его компании находятся в санкционном списке США. Судья правильно указал: как только Вексельберг будет исключен из санкционного списка США, банк выплатит его компании все проценты полностью.