Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Коррупция

Миллиарды из пластика. Как из России вывели 41 млрд рублей с помощью автоматов для пластиковых бутылок

В России годами использовалась оригинальная схема по выводу и отмыванию денег: через фирмы-однодневки оформлялись фиктивные сделки на покупку свободного от госпошлин оборудования — термопластавтоматов (машин для производства пластиковых бутылок). Только с 2014 по 2016 год таким образом из страны было выведено более 41 млрд рублей. В схемах оказались замешаны люди, связанные с поваром Путина Евгением Пригожиным и российскими силовиками.

Этот материал The Insider подготовил в сотрудничестве с «Трансперенси Интернешнл — Россия», Transparency International — UK, Transparency International — Czech Republic, «Новой газетой Европы», «Медузой», а также изданием Eesti Päevaleht

Для отмывочной схемы использовались 28 российских банков, через которые за три года провели по крайней мере 124 подозрительных сделки. У 11 банков после этого были отозваны лицензии, иногда — прямо сразу после проведения платежей.

В одном клубе с Шойгу

Самые большие суммы — в общей сложности $51 млн — по сомнительным сделкам с термопластавтоматами прошли через «Транснациональный банк» в марте-апреле 2015 года. Эти деньги были перечислены якобы за покупку четырех термопластавтоматов моделей 90-х годов, которые на самом деле стоили от полумиллиона рублей. Практически в тысячу раз дороже их «купили» три российские фирмы-однодневки, зарегистрированные по адресам массовой регистрации компаний. Сами фирмы уже ликвидированы. А деньги ушли подставным компаниям в Латвии и Великобритании.

Сразу после этого Центробанк отозвал лицензию у «Транснационального банка» за «проведение сомнительных операций клиентов по выводу денежных средств за рубеж в значительных объемах». А в отношении президента банка было возбуждено уголовное дело за фальсификацию отчетности. Но спустя всего несколько месяцев дело было закрыто.

Интересно, что среди акционеров банка были Андрей Сафронов, Елена Скорик и Ирина Петрова, которые занимали руководящие должности в хоккейном клубе МВД, а затем перешли в ХК «Динамо». В попечительский совет последнего входили глава МВД Владимир Колокольцев, министр обороны Сергей Шойгу, директор ФСБ Александр Бортников, а также бывший директор ФСО Евгений Муров. Сейчас у банка и основного акционера Сергея Кононова снова проблемы с законом. Но связано это уже с другими обвинениями — делом о мошенничестве. Подробнее о махинациях через «Транснациональный банк» — в материале «Новой газеты».

Сын Сердюкова и сбой схемы

Примерно в это же время, весной 2015 года, $9,8 млн за оплату термопластавтоматов были проведены через «Банк Санкт-Петербург», совладельцами которого являются сын экс-министра обороны Анатолия Сердюкова — Сергей Сердюков — и сын спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко Сергей Матвиенко.

В одном из эпизодов деньги перечислялись от фирмы-однодневки, никому не известной «Петербургской строительной инвестиционной компании (ПСИК)» в Эстонию. Однако тут схема дала сбой: после налоговой проверки было возбуждено уголовное дело. В итоге к ответственности привлекли только владельца компании-однодневки — пенсионера Александра Скирдова, на которого были зарегистрированы еще несколько компаний-пустышек. В 2019 году Московский районный суд Петербурга приговорил Скирдова к пяти годам лишения свободы условно.

Глава «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов и аналитик Лизавета Цыбулина рассказывают, как обнаружили ландромат

Деньги для повара Путина

Также удалось обнаружить, что эту схему для вывода средств за границу использовал один из номиналов повара Путина Евгения Пригожина, некий житель Санкт-Петербурга Виталий Муренцов. В апреле-июле 2015 года три фирмы-однодневки перевели через Промсвязьбанк $30 млн в качестве оплаты за пять подержанных термопластавтоматов.

Продавцом — и как следствие получателем денег — оказались три фирмы, в том числе эстонская Kaupleader. Эта компания была зарегистрирована в феврале 2015 года всего за пару месяцев до сделки. Ее директором оказался как раз Муренцов — директор пражского филиала сейшельской компании Linburg Industries. Этой фирме принадлежит бизнес-джет Пригожина Hawker 125-800B, который попал под западные санкции. Также Муренцов возглавляет еще ряд компаний, связанных с поваром Путина, засветившихся в «молдавском ландромате» — крупнейшей в СНГ схеме по отмыванию и выводу денег из России. По данным «Новой газеты» и OCCRP, деньги из госконтрактов и активы банков выводили в Молдавию под видом никогда не выдававшихся займов. Основанием для переводов были судебные приказы. С 2011 по 2014 год из страны таким образом был выведен как минимум $21 млрд.

Всего в сомнительных операциях с термопластавтоматами участвовало 130 российских и зарубежных компаний в 18 странах. Большинство из них — фирмы-однодневки, которые после совершения операций были ликвидированы.

Поскольку таможенная стоимость во всех этих случаях в сотни, а то и в тысячи раз отличалась от реальной, можно предположить, что таможня как минимум закрывала глаза на существование этой схемы. Стоит отметить, что 80% операций проходили через Северо-Западное таможенное управление, а именно через таможенные посты Калининградской области. Еще в 2015 году аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин указывал в своих отчетах, что в калининградской таможне с 2013 года по первый квартал 2015-го было подано 755 деклараций с признаками завышения цен на общую сумму $7,3 млрд.

Материал подготовлен при участии Ильи Шуманова.