Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
История

Ошибка пилота или следствия? Спустя 5 лет так и неясно, почему рухнул Ту-154, летевший в Сирию

Пять лет назад, 25 декабря 2016 года над Черным морем потерпел крушение самолет Ту-154 Минобороны, летевший в Сирию. Погибли все 92 человека, находившиеся на борту, среди них артисты Ансамбля Александрова и филантроп Елизавета Глинка. Уголовное дело закрыто за отсутствием состава преступления, а материалы расследования остаются засекреченными. Официальная версия - ошибка пилота - по-прежнему у многих вызывает сомнения.

25 декабря 2016 года произошла одна из самых громких и трагичных катастроф в истории российской военной авиации. Авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России выполнял рейс по маршруту Москва—Сочи—Латакия (авиабаза Хмеймим), но через 1 минуту и 10 секунд после вылета из Сочи рухнул в Чёрное море и полностью разрушился. Из 84 пассажиров и 8 членов экипажа не выжил никто. Среди погибших оказались 64 сотрудника Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова, в том числе почти все артисты хора, артисты балета и художественный руководитель ансамбля, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Также среди пассажиров рокового рейса оказалась глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Бадрутдинова, съемочные группы «Первого канала», «Звезды» и НТВ в составе 9 человек, а также 7 военнослужащих. По утверждению Министерства обороны, самолет не перевозил ни военных грузов, ни пиротехнических средств, ни грузов двойного назначения и, кроме самих пассажиров, имел на борту их багаж и 150 килограммов продуктов и медикаментов. Лайнер прошел все необходимые проверки и был полностью исправен.

Самолет вылетел с военного аэродрома Чкаловский и должен был сделать промежуточную посадку в Моздоке, но аэропорт там не принимал из-за погодных условий, и пришлось садиться в Сочи. Лайнер вылетел из Сочи 25 декабря в 5:25 в сторону Черного моря и после двух поворотов на 90° вправо по борту взял курс на восток в сторону Каспийского моря, попытавшись резко набрать высоту, но уже в 5:27 пропал с экранов радаров и рухнул в море с левым креном в 1,6 км от берега и в 6 км от взлетной полосы. В ходе поисковой операции были найдены обломки самолета и оба черных ящика, а также фрагменты тел пассажиров.

КоммерсантЪ

Официальная версия следствия гласит, что причиной авиакатастрофы стала ошибка 35-летнего командира воздушного судна майора Романа Волкова, летчика 1-го класса с более чем 3000 часов налета. Всего рассматривалось пять версий катастрофы: попадание в двигатели самолета посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка в технике пилотирования, техническая неисправность самолета и теракт, но все, кроме ошибки пилотирования, были отвергнуты.

Следствие так описывает хронологию событий: уже на 50-й секунде после начала взлета Волков отклонил штурвал от себя, замедлив тем самым набор высоты. А потом резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном, в крутой левый крен, после чего снижение пошло втрое быстрее. Причиной катастрофы якобы стала дезориентация пилота в пространстве: в темноте, над морем, он будто бы не контролировал визуально положение лайнера, поскольку не видел впереди ни ориентиров, ни горизонта. Вестибулярный аппарат «подсказал» пилоту, что машина слишком интенсивно набирает высоту, и он начал опускать нос самолета. Кроме того, у командира было иллюзорное ощущение ухода самолета вправо, которое он решил компенсировать поворотом штурвала влево.

Однако профессиональные летчики с этой версией не согласны. Пилот первого класса Андрей Литвинов утверждает:

«Какой летчик смотрит в окошко, да еще на взлете? Мы контролируем весь полет по приборам. А нам хотят рассказать, что летчики взлетели и смотрят в окошко. И теряют ориентацию. Вот кто так говорит – у него у самого потеря ориентации, ориентировки и всего остального. И совести еще к тому же».

Такое же мнение у другого бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полетов Александра Романова:

«Все этапы взлета контролируются очень строго и не визуально, а только по приборам. Поэтому потерять пространственное положение самолета они не могли. Если происходит так называемое заваливание самолета (такое возможно), то на этот случай есть авиагоризонт командира, второго пилота, наконец, резервный авиагоризонт. Все три одновременно отказать не могли».

Родственники погибших тоже не верят в официальную версию и склоняются к тому, что на борту находился некий секретный военный груз, который и стал причиной катастрофы, произошедшей то ли из-за перегруза самолета, то ли из-за взрыва этого таинственного груза. После дозаправки в Адлере взлетный вес Ту-154 составил около 110 тонн вместо штатных 98. Что вызвало перегруз, неясно до сих пор. То ли самолет был под завязку заправлен горючим, так как ему предстоял долгий полет через Каспийское море и Иран (Турция не пропускала военно-транспортные самолеты в Сирию через свою территорию). То ли перегруз дал таинственный секретный груз.

Косвенное доказательство того, что на борту Ту-154 произошло что-то неординарное - смена после катастрофы руководства Службы безопасности полетов и возвращения на этот пост генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, уже возглавлявшего ее в 2005-2012 годах. Такая замена была бы не очень логична, если бы причиной катастрофы была бы ошибка пилота, за которую начальник Службы безопасности полётов ответственности нести не может.

На первой пресс-конференции о ходе расследования 29 декабря Байнетов заявил:

«Все шло достаточно штатно. Но была одна фраза, которая говорит о развитии особой ситуации. Больше она нам ни о чем не говорит».
Пресс-конференция Сергей Байнетова
ТАСС

Большой разлет фрагментов самолета, по оценкам некоторых экспертов, может говорить о том, что на борту произошел взрыв. Вот как рассуждает член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов:

«Анализ поднятых обломков, которые попали в интернет, показал, что в первом грузовом отсеке внутри было очень большое давление, из-за чего борт в районе грузового отсека был просто разорван. С правой стороны оставшийся металл был откинут вверх. На левом борту грузового отсека обшивка стала черно-коричневой, что возможно только при воздействии очень высокой температуры. А такую температуру мог создать только взрыв внутри грузового отсека. Были и другие моменты, которые тоже указывают на взрыв: оплавление части конструкции, части элементов. И вот если это все вместе сложить, то получится четкая картина, которая согласуется с показателями – большим разлетом обломков и большой фрагментацией тел пассажиров».

Также эксперты определили, что на трактах забора воздуха одного из поднятых моторов Ту-154Б-2 осело вещество, очень похожее на распыленные мелкодисперсные продукты взрыва, которые могли попасть туда до остановки работающего двигателя. Оно не могло образоваться при простом механическом разрушении конструкции самолета (например, при ударе о воду). Версия о взрыве на борту была выдвинута сразу после катастрофы председателем Общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте СК Сергеем Груздевым, который обратил внимание на почти мгновенную пропажу связи с землей после взлета самолета.

Следы взрыва остались и на моторах
МЧС России

Материалы следствия, тем временем, все еще засекречены, а полные данные с «черных ящиков» не опубликованы. В декабре 2019 года уголовное дело о катастрофе было прекращено «из-за отсутствия состава преступления», причем даже постановление о прекращении дела составляет государственную тайну. Родственники погибших обратились в ЕСПЧ с просьбой признать нарушенным их право на справедливое судебное разбирательство и возобновить уголовное дело.

Если подтвердится версия теракта, родственникам погибших должны полагаться значительно большие выплаты, чем за потерю близких в результате несчастного случая (при том, что все жертвы посмертно были награждены медалями «Участника военной операции в Сирии»).

Против версий взрыва секретного военного груза есть серьезные аргументы. Не очень понятно зачем потребовалось бы отправлять тяжелый, да еще и взрывоопасный груз пассажирским рейсом, при том, что в Сирию регулярно летали и летают военно-транспортные грузовые самолеты. И неясно, что за груз может взорваться сам, а не в результате теракта. Против версии о теракте, в свою очередь, говорит то, что на военном аэродроме в Чкаловском не бывает посторонних, да и взрыв бы произошел, скорее всего, еще до промежуточной посадки в Сочи. В свою очередь, в Сочи вряд ли кто-то мог подложить бомбу, так как, согласно официальной информации, самолет должен был сесть в Моздоке и только из-за нелетной погоды вынужден был сесть в Сочи, то есть спланировать такой теракт было бы невозможно. Наконец, ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственность за крушение самолета, что также не типично для терактов.

Так или иначе, именно тот факт, что даже пять лет спустя, гриф секретности не снят с материалов этого дела, пока остается главным аргументом противников официально версии, ведь если все дело в ошибке пилота, то и скрывать должно быть нечего.