Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк Дмитрия Киселева: немецкий автопром оказался на грани краха из-за санкций в отношении России

Очередной разоблачительный монолог в «Вестях недели» Дмитрий Киселев посвятил трудностям немецкого автопрома, который якобы страдает из-за разрыва экономических связей с Россией. На сайте программы этот фрагмент озаглавили «Бумерангом по „бумеру”: санкции против РФ рикошетят в немецкий автопром», а говорит в нем Киселев вот что:

«В интересном положении оказалась Германия. Если кто помнит, то после Второй мировой союзники поставили немцам три задачи: денацификация, демилитаризация и деиндустриализация.
С первыми двумя целями — денацификацией и демилитаризацией — вроде как все понятно. Но вот деиндустриализация нужна была для того, чтобы немцы не смогли опять производить тяжелые вооружения. На всякий случай.
С тех пор много воды утекло — Германия объединилась, вошла в НАТО, обо всем как-то и подзабыли. Германия —– индустриальный локомотив Европы. Но так было лишь до недавнего времени. Американцы словно вновь вернулись к деиндустриализации Германии.
Промышленность страны стремительно демонтируется — из-за антироссийских санкций, из-за дорогого газа. Американцы же „Северные потоки” из России взорвали, а немцы и пикнуть не смеют. А тут еще как назло китайский автопром пухнет.
И что теперь с немецким автопромом? Да просто крах, если по-простому. Из национальной гордости немецкий автопром превратился едва ли не в самую проблемную отрасль. Трудно поверить, но еще чуть-чуть — и немецкий автопром станет символом национального позора. И все из-за того, что немецкие политики, стоя у руля несуверенной Германии, приняли решения, противоречащие национальным интересам. <…>
Германские политические карлики своими руками, образно говоря, сделали немцам политическо-экономическое харакири. Думали, что наказывают Россию, отказываясь от крупнейшего для немецкого автопрома рынка, а теперь выглядят глупо — и в перспективе безнадежно.
У нас же немецкие автомобили любили. Считали престижным ездить на них. И даже средний класс в России стремился и мечтал пересесть на „немца” из сегмента luxury. Но — sic transit gloria mundi — место немцев на нашем рынке занимает китайский автопром. <…> Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил $4,6 млрд, что в 6,5 раза больше аналогичного показателя прошлого года. Вдумайтесь — в 6,5раза! <…>
Долго они ждали. Только на днях оппозиция наконец инициировала слушания в бундестаге по ситуации в немецком автопроме. В правительстве Шольца это мероприятие вызвало ноль интереса, хотя в самой отрасли ту саму ситуацию описывают словами „кризис”, „катастрофа”, а то и „апокалипсис”.
„Речь идет о 900 тысячах хорошо оплачиваемых рабочих мест. Речь идет об очень успешной отрасли, которая полна инноваций и производит большинство патентов. Речь идет об отрасли, сильной в экспорте. Три из четырех немецких авто продаются за границу. Это показывает, что существует большой спрос на наши машины в мире. Но все это под угрозой сейчас, потому что правительство ничего не делает”, — говорит депутат от ХДС Томас Барейс.
„Немецкая автоиндустрия, по-другому и не скажешь, стоит на краю пропасти. Один из крупнейших немецких концернов VW заявляет, что больше не конкурентоспособен. Это вызывает удивление и в смежных отраслях, и среди населения. Это фактически открытое признание провала — провала вашей политики”, — заявляет депутат от „Альтернативы для Германии” Дирк Шпаниэль».

Начнем с того, что об истории послевоенной Германии у Киселева несколько странное представление. Идея деиндустриализации Германии была одной из основных составляющих так называемого плана Моргентау. Министр финансов США Генри Моргентау и видный экономист Гарри Декстер Уайт (впоследствии разоблаченный как агент советских спецслужб, но не доживший до официального вынесения обвинения) предлагали вывести из Германии всю промышленность и превратить страну в аграрную. Но вместо этого плана реализован был практически противоположный план Маршалла, предполагавший вложение огромных средств в восстановление разрушенной войной экономики Европы, в том числе и Германии.

Впрочем, это в монологе Киселева далеко не главное. Посмотрим, что в действительности происходит с немецким автопромом.

Производство легковых автомобилей в Германии

Как видим, производство легковых автомобилей в стране действительно уменьшается по сравнению с пиковым уровнем 2010-х годов. Вот только снижение началось задолго до отказа от российского газа и ухода немецких автопроизводителей с российского рынка. В 2022–2023 годах производство только восстанавливалось после спада конца 2021 года. Влияние санкций никак не прослеживается.

Слушания в Бундестаге, связанные с судьбой немецкого автопрома, действительно состоялись 1 декабря. На слушаниях обсуждалось предложение парламентской группы ХДС/ХСС под названием «Федеральный министр цифровых технологий и транспорта должен сдержать свое обещание — не запрещать климатически нейтральные двигатели внутреннего сгорания». Сайт Бундестага рассказывает об этом так:

«В своем заявлении парламентская группа ХДС/ХСС призывает федеральное правительство, среди прочего, работать на европейском уровне, чтобы к июню 2024 года был создан обязательный свод правил, позволяющий новую регистрацию транспортных средств, работающих исключительно на климатически безопасных, экологически чистых видах топлива после 2035 года и, следовательно, отменяющий запрет на новую регистрацию транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. <…>
С точки зрения Томаса Барайса (ХДС/ХСС), будущее климатически нейтрального двигателя внутреннего сгорания является „одним из самых важных решений промышленной политики нашего времени”. Это около 900 000 хороших, высокооплачиваемых рабочих мест в экспортно-сильной автомобильной промышленности.
Однако рабочие места и будущее отрасли находятся под огромным риском, „потому что правительство не может начать работу”. Вопрос также в доверии к политике, в частности к министру Фолькеру Виссингу, сказал он во время дебатов. В марте Виссинга называли спасителем двигателя внутреннего сгорания и борцом за технологическую открытость на фоне одобрительной декларации Комиссии ЕС. Спустя девять месяцев после этих обещаний по-прежнему не видно ничего конкретного, сказал Барайс. На „отчаянное письмо министра” в Брюссель ответа пока не последовало».

А вот что сказано о выступлении упомянутого Киселевым представителя «Альтернативы для Германии» Дирка Шпаниэля:

«Доктор Дирк Шпаниель (АдГ) считает, что автомобильная промышленность Германии окажется на грани; даже VW признаёт, что стал неконкурентоспособным. Это связано с провалом федерального правительства. „Ваша политика субсидирования электромобильности явно не нравится производителям”, — заявил он. В Германии не покупают электромобили, потому что они „непрактичны и непригодны для использования в качестве первого транспортного средства”».

Таким образом, политика, не устраивающая парламентскую оппозицию, заключается в стимулировании производства электромобилей и требовании полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Упомянутые Киселевым депутаты говорили именно на эту тему, а санкции в отношении России и отказ от закупок российского газа здесь абсолютно ни при чем.

Что же касается «вытеснения» немецких производителей с российского рынка и роста импорта из Китая, то немецкие компании, так же как другие европейские, японские, корейские и американские, после начала полномасштабной войны прекратили сотрудничать с Россией по собственной инициативе. На их место пришли китайские производители, чья продукция до войны большим спросом в России не пользовалась, так как не отличалась высоким качеством. Непонятно, чему в связи с этим так радуется Киселев.