Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк посольства РФ в США: NYT подтасовала факты и удалила абзац статьи со статистикой смертности в Лондоне и Нью-Йорке

Первый канал в утреннем выпуске новостей сообщил о реакции российского посольства в США на публикацию в The New York Times письма главы департамента здравоохранения Москвы Алексея Хрипуна. На сайте канала материал получил броский заголовок «Посольство РФ в США поймало The New York Times на подтасовке и замалчивании фактов». Там говорится:

«Наше посольство в США поймало крупнейшую американскую газету The New York Times на подтасовке и замалчивании фактов, которые явно не в пользу Штатов.

Накануне на ее страницах появилась статья о том, что Московский департамент здравоохранения якобы намеренно занижает статистику смертности от коронавируса. В качестве доказательства  The New York Times приводила цифры. За апрель этого года в Москве умерло на 1700 человек больше, чем за апрель прошлого, хотя по официальным данным смертей от COVID было зарегистрировано около 650.

Разумеется, это не означает, что оставшаяся тысяча — это тоже жертвы коронавируса. Наш депздрав опубликовал на страницах этого же издания ответ: сравнивать прирост смертности в месячной динамике бессмысленно. Для выявления тенденций этого слишком мало. К тому же, если взять, например, цифры 2018-го года, то разница будет значительно меньше.

А еще в письме была приведена сравнительная статистика смертности за апрель 19-го и 20-го годов в Москве, Нью-Йорке и Лондоне, не в пользу последних. Именно этот абзац из письма после редактуры исчез. Его опубликовало сейчас наше посольство: „В других странах схожая статистика: смертность от коронавируса выше, чем общий прирост смертности по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Нью-Йорк: 11861 умерший против 15709. Лондон: 3589 умерших против 5531”».

В действительности якобы исчезнувший  абзац со сравнением ситуации в Москве, Нью-Йорке и Лондоне в публикации есть. На сайте газеты читаем:

«Другие страны показывают сходную статистику: количество смертей от COVID-19 меньше, чем общее увеличение количества смертей. Но даже если все превышение ожидаемого уровня смертности в апреле в Москве приписать коронавирусу, уровень смертности от COVID-19 в Москве будет ниже, чем в Нью-Йорке и Лондоне».

Последнее утверждение Хрипуна верно. Причины этого могут быть разные. Например, охват населения тестированием: чем больше будет выявлено случаев бессимптомного заражения и болезни в легкой форме, тем ниже будет уровень смертности. В России по данным на 18 мая на миллион населения взято 50 103 теста, в Великобритании — 39 717 тестов, в США — 36 054 теста. Фактически это означает, что среди тестируемых в Великобритании и США выше процент пациентов с болезнью в тяжелой и среднетяжелой форме.

А вот заявление московского чиновника о «сходной статистике» стоит рассмотреть подробнее — насколько она сходна. 27 апреля та же The New York Times опубликовала статью под заголовком «Количество смертей в Нью-Йорке в 6 раз выше нормального уровня — значительно больше, чем предполагает статистика коронавируса». Там говорится, что за время пандемии количество смертей в городе оказалось примерно на 20 900 больше, чем в аналогичный период в среднем за предыдущие три года, а COVID-19 в качестве причины смерти указан только у 16 673. Таким образом получается, что примерно 20% увеличения количества смертей официально не связано с коронавирусом.

Теперь рассмотрим ситуацию в Лондоне, раз уж Хрипун вспомнил этот город. Там в марте–апреле 2020 года умерло примерно на 8200 жителей больше, чем за те же два месяца в среднем за три предыдущих года. Коронавирус объявлен причиной 7405 смертей, то есть официально с ним не связано около 9% прироста смертности.

А вот в Москве, по данным The New York Times, из всего количества смертей, превышающего доэпидемический уровень, официально не связанными с COVID-19 оказались 65%. Хрипун, не споря с этими цифрами, указывает, что при сравнении с 2018 годом разница была бы меньше. Это верно, но не объясняемый официальными цифрами рост смертности все равно остается огромным. Если взять превышение количества смертей в Москве в 2020 году над средним  количеством за 2017–2019 годы, то окажется, что примерно половина этого превышения — не за счет коронавируса.

Лондонские 9% легко объяснимы: они могут быть вовсе не связаны с ошибочно или намеренно не поставленным диагнозом COVID-19, просто во время пандемии система здравоохранения испытывает такие перегрузки, что какая-то часть больных, страдающих другими болезнями, не получает должного лечения; в результате умирает часть тех, кого в другой ситуации можно было бы спасти. В Нью-Йорке с его 20% к этому добавляется то, что, как уже писал The Insider, до середины апреля в статистику COVID-19 не попадали те, кто умер не в больницах (отметим, что публикация в The New York Times о положении в Нью-Йорке датирована 27 апреля). Но московские цифры — пусть даже не 65%, а 50% — ничем, кроме недостоверной статистики, объяснить невозможно. Появившийся недавно аргумент о том, что в России причина смерти указывается в соответствии с международным классификатором МКБ-10, а в него COVID-19 внесен только 20 апреля, опровергается тем, что данные о смертях от коронавируса в России публиковали еще в марте.

Так или иначе, письмо Хрипуна не объясняет странности российских официальных данных, на которые обратила внимание The New York Times, а абзац со сравнением статистики из нее не исчезал. По сравнению с текстом, приведенным посольством, в публикации опущены лишь конкретные цифры, которые как раз говорят не в пользу российской статистики.