Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.33
Поддержите нас English
  • 1166
Политика

Между нами, деспотами: почему Пашинян и Жээнбеков поздравили Лукашенко, а Бердымухаммедов - нет

Гурбангулы Бердымухаммедов - единственный из лидеров стран СНГ, не поздравивших Александра Лукашенко с «победой» на выборах президента Беларуси. Причина этого - крупные финансовые разногласия. При этом серьезные претензии к Минску есть и у Кыргызстана, но президент Жээнбеков все же направил Лукашенко поздравительную телеграмму. И даже революционный премьер Армении Никол Пашинян оказался лоялен в отношении одного из старейших в мире диктаторов. Военный союз с Москвой, которого нет у Туркменистана, оказывается сильнее всех остальных факторов.

Как известно, первым с «переизбранием» президентом Белоруссии Александра Лукашенко поздравил председатель КНР Си Цзиньпин, затем Владимир Путин, а следом за ними – ближайшие соратники батьки: президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы и даже Армении...

И только один лидер из этого славного дивизиона СНГ(напомним, Украина и Грузия – не являются членами Содружества) не стал спешить с поздравлениями белорусскому коллеге. Это Гурбангулы Бердымухаммедов, президент Туркменистана — или, как его официально величают в республике, Аркадаг (по-туркменски — покровитель).

Поначалу можно было предположить, что это недоразумение, потеря коммуникации. Бывает и такое, все восстановится и правительственная телеграмма будет доставлена в Минск. Но прошел день, потом еще один, два..., но – нет, не поздравил.

Кто-то, возможно, скажет, что причиной тому – постоянный нейтралитет Туркменистана. Но такая версия опровергается практикой: Аркадаг никогда не отказывал себе в том, чтобы публично порадоваться за «братьев по разуму», если им в очередной раз удавалось удержаться на своем посту — не мытьем, так катаньем.

Может быть, Бердымухаммедова просто не известили о трудных для Лукашенко выборах? Ведь откровенная фальсификация результатов сразу вызвала бурные и многочисленные протесты по всей Беларуси, а туркменскому деспоту, конечно, было бы неприятно узнать, что одного из его ближайших коллег так обижает собственный народ. Хорошо известно, что Аркадаг крайне мнителен по своей натуре, при встречах с ним даже лидеры стран первого мира стараются не затрагивать темы, которые могут его расстроить. С этой проблемой, например, как-то столкнулась канцлер Германии фрау Меркель: когда в ходе беседы с Бердымухаммедовым она заговорила о нарушениях прав человека в Туркменистане, тот сильно стушевался и встречу едва удалось продолжить...

Но и эта версия, как выяснилось, не соответствует действительности. Правду удалось прояснить благодаря известному туркменскому блогеру Сердару Айтакову. Дело в том, сказал он, что своим молчанием Бердымухамедов, в полном согласии с традициями тонкой восточной дипломатии, дал понять закадычному белорусскому другу, что за тем остается должок в 1,2 миллиарда долларов.

Бердымухаммедов дал понять Лукашенко, что за тем остается долг в 1,2 миллиарда долларов.

По мнению Ашхабада, долг образовался в результате срыва обязательств Беларуси по строительству на востоке Туркменистана Гарлыкского ГОК (горно-обогатительного комбината) по производству калийных удобрений. Проект и затем строительные работы были начаты 10 лет назад лукашенковской госкомпанией «Белгорхимпром», и это был крупнейший зарубежный проект белорусских подрядчиков. Комбинат был запущен в эксплуатацию в 2017 году — после многочисленных скандалов и многократных переносов сроков сдачи объекта – но так и не достиг даже 7% проектной мощности.

Несмотря на участие Лукашенко в церемонии открытия ГОКа, где он говорил о «грандиозном проекте, который принес ощутимую пользу нашим народам», отношения между Минском и Ашхабадом с тех были омрачены историей этого несостоявшегося успеха. Чуть позже Лукашенко откровенно дал понять, что Гарлыкский ГОК создает конкуренцию белорусским производителям калийных удобрений на мировом рынке.

Кроме того, выяснилось, что идея строительства на самом раннем этапе не была достаточно проработана. Слишком тяжелые условия работы (порой в 60-градусную жару), суета и спешка, обусловленные необходимостью исполнять указания сразу двух вождей, закономерно привели к печальному итогу. Белорусы уехали из Туркменистана, а хозяева в счет долгов реквизировали всю технику и оборудование строителей из братской страны. При этом в Минске считают, что именно Ашхабад остался им должен десятки миллионов долларов.

Именно эта грустная история не позволила Аркадагу вовремя поздравить батьку. Впрочем, возможно, Лукашенко всё-таки дождётся поздравлений — чуть позже, если Бердымухаммедова сумеют убедить, что тот удержит власть. Пока же в самом Туркменистане пресса ничего не сообщает о событиях в Белоруссии. В этом нет ничего обидного для братской страны: по меткому замечанию Сердара Айтакова, в туркменских медиа международная тематика появляется только в виде поздравлений по случаю успехов или соболезнований в связи с катастрофами. Очевидно, выборы в Белоруссии для Ашхабада уже не успех, но еще не катастрофа...

Следует заметить, что обиду в отношении Беларуси испытывают ещё в одной стране Центральной Азии — в Кыргызстане. Причем этой обиде уже больше 10 лет: в 2010 году в Минск сбежал вместе со своей семьей и с близкими соратниками свергнутый революцией второй президент страны Курманбек Бакиев. Всем изгнанникам Лукашенко дал белорусское гражданство, в том числе и тем, кого в Кыргызстане осудили как государственных преступников и убийц. Поэтому все попытки Бишкека добиться их экстрадиции остаются безуспешными – в Минске разводят руками, мол, мы своих граждан не выдаем.

Последний скандал в отношениях двух стран произошел уже после злополучных для Лукашенко выборов. 10 августа он посетил агрокомплекс «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация». В Бишкеке посмотрели телерепортаж с этого мероприятия и обнаружили, что сопровождавший батьку председатель агрокомплекса, чрезвычайно похож на экс-премьера Кыргызстана Данияра Усенова, бежавшего в Минск вместе с Бакиевым и заочно приговоренного на родине к пожизненному заключению. При этом Лукашенко демонстративно обращался к этому человеку по имени – Данияр, хотя Усенов в Белоруссии сменил имя и фамилию, официально он зовется Даниил Урицкий. В ходе разговора Лукашенко называл белорусов такими же трудолюбивыми, как киргизы, и объяснял собеседнику правильную политику: мол, обижать белорусов нельзя.

10 августа 2020 г. Александр Лукашенко и Данияр Усенов
10 августа 2020 г. Александр Лукашенко и Данияр Усенов

11 августа в МИД Кыргызстана был вызван представитель посольства Беларуси,у которого потребовали объяснений по поводу публичного появления в Минске рядом с президентом страны бывшего киргизского премьера, находящегося в международном розыске. Но несмотря на все эти весьма выразительные знаки «внимания» Лукашенко, сделанные своему союзнику по ОДКБ и ЕАЭС, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков направил поздравительную телеграмму белорусскому коллеге, в которой он отметил его «богатый опыт и профессионализм». Что есть, то есть...

В некоторых киргизских СМИ выразили по этому поводу горькое сожаление. Впрочем, как и в части армянской прессы, ведь лидер «бархатной революции» Армении и действующий премьер-министр Никол Пашинян также поздравил Лукашенко и пожелал ему «успехов и новых свершений на посту главы государства».

Связанные одной цепью ОДКБ вокруг Москвы, не вырвешься. Разве только нейтральный туркменский Аркадаг может показать Лукашенко фигу, как деспот – деспоту.



Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari