The Insider публикует перевод апрельского прогноза Stratfor на следующий квартал. Stratfor - Strategic Forecasting Inc. – это американская частная разведывательно-аналитическая компания. Ее основатель и руководитель – Джордж Фридман – представитель консервативного крыла и приверженец концепции Realpolitik. Его единомышленники ментально продолжают жить в эпохе холодной войны, считают Россию главным соперником, а Путина – успешным и сильным лидером и даже разделяют с Кремлем некоторые общие конспирологические теории (так, например, в докладе утверждается, что протестам 2011-2012 гг. в Москве «способствовала иностранная поддержка», хотя никаких подтверждений тому не дается). И хотя это консервативное мировоззрение не является сегодня мейнстримом в западной политологии, прогнозы Stratfor представляют большой интерес: ведь в тех же терминах сегодня анализируют происходящее в Кремле.
Перевод: Андрей Фединчик, Екатерина Мороз, Вячеслав Елистратов, Александр Васильев, Яна Щетинская, Дарья Вахрушева, Екатерина Боярченкова.
Ближний Восток и Северная Африка
Введение
<…> Мы ожидаем, что обострение, произошедшее в первом квартале, вернется к системе, которая характеризировала Холодную войну. США и Россия отказываются делать вид, что координируют политику с разделенной Европой. Обе стороны, конечно, будут обсуждать дела с европейцами, но пределы этой конфронтации будут обсуждаться в переговорах между США и Россией.
Это не означает, что США и Россия готовы достичь исчерпывающего соглашения, которое проведет черту между Западом и Россией на европейской территории. Это длительный конфликт, в котором обе стороны осторожно подчеркнут свои уровни влияния в Евразии и за ее пределами, не переходя определенный порог конфликта.
Значение Украины в этой динамике остается фундаментальным. Для России необходимость подчинить своему влиянию или хотя бы нейтрализовать Украину – критически важная задача для национальной безопасности. Для США Украина – это инструмент, который можно использовать для сдерживания Москвы в условиях, когда Россия обладает диспропорциональной властью на континенте. Поэтому Россия будет играть в Украине вдолгую. Революционная эйфория быстро рассеется, как только начнутся жёсткие меры экономии, вернув привычный раскол на политической сцене в Киеве. Так же как после Оранжевой революции, Москва проведет оставшуюся часть года, играя на разделении Украины и используя неизбежную экономическую зависимость страны от России, чтобы не спеша вернуть свое влияние.
Страны Прибалтики, а также Молдова и Грузия тоже будут включены в игру. Россия будет использовать свою традиционную идею защиты русских меньшинств за границей, чтобы угрожать Прибалтике, в то же время подчеркивая свое влияние в отсоединившихся территориях Грузии и Молдовы. Несмотря на сохраняющуюся напряженность, Россия понимает свои ограничения и будет избегать военных действий на территории своих соседей. Аннексия Крыма должна была показать готовность России прибегнуть к военным акциям для защиты своих интересов. Вторжение на восток Украины, а тем более покушение на территории за Днепром и по направлению к Молдове были бы чрезмерными и дорого бы стоили России, - Путин это прекрасно понимает.
США также будет демонстрировать сдержанность по отношению к России. Вашингтон не может рассчитывать на согласованную европейскую реакцию против Москвы. Пока вопрос экономической интеграции Молдовы и Грузии с Европейским Союзом будет оставаться предметом переговоров, США будут воздерживаться от продвижения намного более фундаментальной проблемы интеграции Украины и Грузии в НАТО. Будет оставаться пространство для более ограниченного военного содействия США и НАТО странам Восточной Европы, пока Скандинавские страны и Вышеградский квартет – Польша, Чехия, Словакия и Венгрия – решают (как между собой, так и с США), как сформировать более унифицированную позицию по отношению к России. Но это длительный процесс, и, если противостояние между Россией и США останется в определенных рамках, в этом году не будет достаточного импульса для перехода от дебатов о военной интеграции к целенаправленным действиям.
Второй квартал тупиковой квази-холодной войны между США и Россией едва ли будет так же полон событий как первый, но и бурная деятельность в кулуарах вряд ли затихнет. Мы оптимистично настроены касательно переговоров между США и Ираном, даже несмотря на то, что Москва может пытаться создавать препятствия США на Ближнем востоке. Самоуверенная Россия – лишь один из ключевых вопросов Европы, где сегодня продолжают набирать популярность националистические партии. Без видимого значительного экономического подъема Китаю придется продолжать откладывать структурные реформы, пытаясь справляться с неизменно растущими финансовыми проблемами.
Ближний Восток и Северная Африка
Бывший СССР
Большое значение Украины для Москвы сохраняется
Влияние России на республики бывшего СССР и в значительной степени общий характер ее отношений с Западом будут тесно связаны с ситуацией в Украине. По мере спада революционного энтузиазма Украина погрузится в привычный паралич. Нынешняя правящая коалиция уже трещит по швам от разногласий между евроориентированными силами, националистическими партиями и ультраправыми движениями. Временное правительство, пришедшее к власти после отстранения Януковича, в первую очередь озабочено поддержанием финансовой стабильности страны и спасением ее от дефолта. С этой целью в конце первого квартала был одобрен кредит Международного валютного фонда. Однако политические издержки, связанные с осуществлением реформ, необходимых для получения кредита, включая поднятие цен на газ для населения и введение гибкого валютного курса, усугубят разногласия между политическими силами и могут угрожать устойчивости правительства в целом.
На тернистом пути к президентским выборам, запланированным на 25 мая, волнения в Украине возобновятся с новой силой. Скорее всего, Россия поставит под сомнение легитимность выборов и будет оказывать поддержку протестам и вооруженным группам на юге и востоке страны, где значительное количество пророссийски настроенных граждан Украины опасаются принимаемых Киевом политических решений. Даже если в результате волнений дата выборов будет перенесена, стремление к децентрализации власти в Украине даст России больше влияния в этих регионах для противодействия прозападным устремлениям в долгосрочной перспективе.
Россия также будет использовать экономические меры для подрыва устойчивости правительства Украины, например, ограничивая импорт украинских товаров. Москва также может поддерживать высокие цены на газ, отказывая в скидках киевскому Правительству, которое Россия видит все так же раздираемым противоречиями и не заслуживающим доверия.
Прозападные политики в Киеве, разумеется, будут обращаться к Евросоюзу и США с просьбами защитить Украину от российского экономического давления. По крайней мере во втором квартале поддержки Запада будет достаточно, чтобы уберечь Украину от дефолта и капитуляции под давлением России. Однако в долгосрочной перспективе по мере осознания неспособности исполнения Украиной долговых обязательств Евросоюз, который сейчас борется с собственным экономическим кризисом, уменьшит помощь охваченной кризисом стране.
Несмотря на бряцанье оружием, Россия, скорее всего, не осуществит военного вторжения на территорию материковой Украины. Однако Россия будет использовать свои силы на российско-украинской границе и в Крыму, Приднестровье и Беларуси для поддержания военного давления на Украину. Россия и НАТО будут продолжать обмениваться взвешенными оборонными маневрами. НАТО, скорее всего, упрочит свое положение на Востоке, размещая войска и технику ближе к границам России, например, в странах Прибалтики. Это размещение будет произведено посредством долгосрочных учений, в ходе которых возможна ротация сил на временной основе. Важно, что США не прибегнут к постоянному базированию на границе с Россией и будут уклоняться от дискуссии о вступлении Украины и Грузии в НАТО. Россия, в свою очередь, усилит свое военное присутствие в Беларуси и на западе России, но не прибегнет к вторжению на материковую Украину.
Страны бывшего СССР ищут союзников
Помимо Украины, несколько других государств также включатся в борьбу за влияние между Россией и Западом во втором квартале. Молдова и Грузия движутся по пути евроинтеграции; на июнь запланировано подписание ключевых соглашений об ассоциации и свободной торговли в ЕС. Западные организации могут поддержать демонстрации в Кишиневе и Тбилиси в поддержку этого направления политики. Однако Россия имеет несколько рычагов, которые она может использовать против Молдовы для подрыва интеграционных усилий, включая торговые ограничения, политические связи с группами оппозиции и военное присутствие в Приднестровье. Россия может оказывать политическое и военное давление на Тбилиси посредством отделившихся территорий Абхазии и Южной Осетии, однако приостановка торговли в ходе Российско-грузинской войны 2008 года ограничила экономические методы воздействия России на Грузию. Завершение процесса подписания соглашений о евроинтеграции Молдовой и Грузией будет предметом более широких переговоров России и США. Однако с точки зрения России эти государства имеют второстепенное значение по сравнению с развитием политической ситуации в Украине.
Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - также будут добиваться усиления поддержки Запада, поскольку Россия, вероятно, усилит давление на прибалтийские государства посредством наращивания военного присутствия в Калининграде, Балтийском море и на западе России. Хотя страны Балтии и так являются членами ЕС и НАТО, они будут стремиться к усилению военного присутствия и более значительной энергетической помощи со стороны Запада, в частности США. Поскольку до начала широкомасштабного экспорта сжиженного природного газа из США пройдут еще многие годы, максимум, что могут сделать США с точки зрения энергетической помощи - предоставить технологии и инвестиции для долгосрочных (и дорогих) проектов по диверсификации источников энергии. Кардинальная реструктуризация НАТО и вооруженных сил в регионе также потребует значительного времени. Тогда как США будут проявлять осторожность в отношениях с Россией, занимающие более жесткую позицию государства, такие как Польша, не преминут выразить разочарование уровнем вовлеченности США. Более осмотрительные государства, например, Румыния, предпочтут не афишировать эти проблемы и оставить их предметом обсуждений.
В то время как Грузия, Молдова и страны Балтии будут усиливать интеграцию с Западом, другие бывшие республики СССР будут, напротив, стремиться к более близкому сотрудничеству с Россией. Беларусь, близкий союзник России, усилит сотрудничество в Россией в вопросах безопасности, включая базирование большего количества российских истребителей на ее территории. Западные неправительственные организации могут попытаться повлиять на оппозиционные группы и протесты в Беларуси, особенно через Польшу и Литву, однако такие попытки будут значительно ограничены в эффективности.
Тем временем Россия будет продолжать усиливать интеграцию в своих экономических и оборонных блоках. Россия, Беларусь и Казахстан должны формально подписать соглашение о преобразовании Таможенного Союза в Евразийский Экономический Союз. Армения также подпишет это соглашение в мае и присоединится к блоку в начале 2015 года, когда Евразийский Союз формально начнет действовать. Россия также будет усиливать интеграцию в рамках Огранизации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - в которую входят Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - посредством перевооружения и военных учений.
Внутренние проблемы России
Экономический рост в России будет продолжать замедляться во втором квартале, что окажет значительное влияние на российское правительство. Напряженность вокруг Украины вызвала масштабный отток капиталов из России; в первом квартале из страны было выведено около 70 миллиардов долларов. Хотя мы находим маловероятным, что США и ЕС наложат на Россию неподъемные торговые санкции, значительный отток капиталов продолжится, как и после российско-грузинской войны 2008 года. Экономические последствия этого процесса в 2008 году оказали более разрушительное воздействие на Россию, поскольку значительная часть мира испытывала рецессию, а цена на нефть опустилась до крайне низкой отметки в 40 долларов за баррель. Однако, поскольку цена на нефть, скорее всего, не опустится ниже 100 долларов за баррель, Кремль сможет справиться с краткосрочными экономическими последствиями противостояния с Западом. При этом России придется учитывать долгосрочные проблемы привлечения инвестиций и технологий, поэтому для Москвы еще более необходимо избегать военных действий, которые могут повредить отношениями с таким стратегическим экономическим партнером, как Германия.
Украинский кризис вновь вызывает в Кремле опасения, что аналогичные вызванные Западом протесты могут вспыхнуть в России. Иностранная поддержка оппозиционных групп в России способствовала массовым демонстрациям 2011-2012 гг. Хотя мы полагаем, что США не будут предпринимать подобных попыток во втором квартале, Кремль будет продолжать ограничивать оппозицию в России, оказывая давление на лидеров оппозиции и протестующих и борясь с оппозиционными СМИ. Путин упрочил свое положение в России, во многом благодаря взрыву популярности, вызванному аннексией Крыма. Несмотря на то, что Кремль ведет тайные переговоры с США и ограничивает российские военные демарши за рубежом, особое внимание будет уделяться построению событий таким образом, чтобы подчеркнуть противодействие Путина кажущемуся влиянию Запада.
Рост напряженности в Средней Азии
Финансовая и экономическая напряженность в средней Азии останется высокой в то время как Казахстан будет проводить реструктуризацию своего проблемного банковского сектора, а также в связи с сохранением значительных долгов у многих государственных компаний и банков. Экономический технократ, бывший премьер-министр Казахстана Карим Масимов восстановлен в этой должности для руководства проведением трудных экономических реформ после вынужденной девальвации тенге в первом квартале.Правительство будет продолжать проведение реформ (включая повышение зарплат) для предотвращения социальных протестов, вызванных дальнейшим затягиванием поясов. Реструктуризация банковского сектора на первом этапе будет сосредоточена на трех крупнейших банках страны, находящихся на грани дефолта. Правительство будет рассчитывать на выручку от высоких цен на нефть для сокращения воздействия кризиса в краткосрочной перспективе. С возвращением Масимова в Казахстане также ожидается возобновление слухов о поиске преемника для президента Казахствана Нурсултана Назарбаева.
Продолжение воздействия экономических проблем в России и Казахстане по завершении второго квартала окажет давление на другие государства Средней Азии - в частности, на те, экономика которых значительно зависит от перевода средств трудовыми мигрантами, работающими в Казахстане и России. Рабочие-мигранты из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии ощущают воздействие снижения покупательной способности их переводов, однако они имеют мало возможностей для трудоустройства в других странах. Опасаясь социальной нестабильности, вызываемой экономическими проблемами, государства Средней Азии, вероятно, ужесточат политику в отношении банков и обмена валют в попытках предотвратить кризисы ликвидности.
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Европа
Разногласия определяют европейскую позицию по отношению к России
Активность России на периферии Европы могла бы стать противоядием от региональной фрагментации, заставляя страны объединяться с США против общей и хорошо знакомой угрозы. Однако европейские противоречия, вероятно, будут расти – не только из-за роста популярности националистических партий, происходящего на фоне стагнирующих экономических показателей, но и из-за неспособности Европейского Союза, находящегося под внутренним политическим и экономическим давлением, сформировать согласованную позицию по отношению к России.
В своём ежегодном прогнозе мы писали, что Германия сдержит российское сближение c Восточной Европой, но постарается не нарушать свои стратегические отношения с Москвой. Евросоюз и его государства официально поддержат переходное киевское правительство, но Германия и ряд других государств отдадут предпочтение экономическим отношениям с Россией, предпримут тихие попытки примирения с Москвой и гарантируют, что Евросоюз не станет вводить торговые санкции по отношению к России. Неопределённость европейской позиции по отношению к России ограничит политику США в этом направлении, удерживая общий уровень конфронтации на управляемом уровне.
Москва будет оказывать стратегическое давление на Европу, одновременно поддерживая рабочие отношения с Берлином, Лондоном и Парижем. Целями российских действий будут Украина, Молдова и Грузия, а методами – экономические ограничения, спонсирование протестов и военные приготовления. Страны Балтии и Польша могут также столкнуться с ограничениями в торговле, а также с российскими военными манёврами, провокациями и митингами со стороны про-российских групп.
Такое развитие событий заставит страны Европы рассмотреть возможность увеличения оборонных бюджетов, сокращавшихся в последние годы. Дебаты о внешней и военной политике будут особенно сильны в странах Скандинавии и Балтии. Для Швеции и Финляндии это означает, что их нейтралитет будет подвергнут сомнению, встанет вопрос о вступлении в НАТО и более глубоком военном сотрудничестве в регионе. В странах Балтии и Польше будут звучать призывы к региональному сотрудничеству и участию в нём Соединённых Штатов. Однако США будут пытаться ограничить свои действия, и эти вопросы останутся нерешёнными. Тем не менее НАТО постарается демонстрировать свою вовлечённость в региональные проблемы скорее символическими действиями, такими как воздушное патрулирование, и обязательством отправить дополнительные силы и военное оборудование на восточный фронт.
Страны Центральной и Восточной Европы разделяют свои глубокие опасения перед Россией, но не сходятся во мнениях о том, как и когда необходимо действовать. Польша будет недовольна своими соседями, менее готовыми к риску, а также тем, что она воспринимает как запоздалую и неэффективную реакцию Соединённых Штатов на российскую агрессию. Несмотря на то, что Венгрия, Чехия, Болгария и Словакия будут критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, они будут по-прежнему заинтересованы в развитии коммерческих и энергетических связей с Россией. Это ослабит попытки Запада значительно усилить санкции против России или затруднить выполнение российских планов по строительству трубопровода «Южный Поток», ведущего в Центральную Европу в обход Украины. Европейские страны будут обсуждать возможности укрепления энергетической независимости от России, но мы не ожидаем сдвигов в этом направлении во втором квартале, так как все страны отдают предпочтение сдерживанию цен на энергоносители на политически приемлемом уровне. В то же время Германия будет реформировать свою энергетическую политику во втором квартале с целью снижения стоимости перехода на возобновляемые источники энергии (этот процесс начался за годы до украинского кризиса).
Рост популярности националистов
Одним из основных трендов, описанных Stratfor в годовом прогнозе на 2014, был рост популярности националистических и евро-скептических партий в Европе. Этот тренд станет особенно заметен во втором квартале, когда эти партии добьются высоких результатов на майских выборах в Европарламент. В таких странах, как Франция, Нидерланды, Великобритания, Италия, Финляндия и, в меньшей степени, Германия, оппозиционные партии капитализируют общественное недовольство национальными правительствами и Евросоюзом. Выборы также будут отмечены низкой явкой, в связи с тем, что всё большее число избирателей разочаровываются в Европейском Союзе.
Эти выборы будут иметь большое значение и для внутренней, и для внешней политики. В таких государствах Евросоюза, как Великобритания, Франция и Германия, рост популярности националистических партий заставит правящие партии интегрировать элементы националистической повестки. Это приведёт к более жёстким позициям по вопросу иммиграции и призывам ограничить влияние Брюсселя на внутреннюю политику. Выборы вероятно приведут к трениям внутри национальных правительств, которые будут особенно заметны во Франции, где новое правительство будет с трудом преодолевать внутренние противоречия для выработки единой политики. Чем больше национальных правительств столкнётся с ростом националистических элементов, тем тяжелее им будет координировать политику на уровне Евросоюза.
Несмотря на то, что националистические партии продолжат наращивать свою популярность внутри стран, им будет непросто формировать слаженные союзы в Европейском Парламенте. Небольшие партии (такие как греческая Золотая Заря и венгерская Йоббик) будут исключены из подобного альянса, в то время как другие (например, Партия Независимости Соединённого Королевства, Великобритания) предпочтут не вступать в таковой вовсе. На данный момент, разногласия между националистическими группами не позволят им бросить вызов двум крупнейшим партиям (Европейская народная партия и Партия европейских социалистов). Несмотря на это, основные партии столкнутся с трудностями при достижении компромисса друг с другом по некоторым пунктам, обусловленным попытками ограничить влияние националистов. Это может привести к более сдержанной долгосрочной политике Евросоюза по вопросам, затрагивающим национальный суверенитет.
Сопротивление влиянию Брюсселя будет заметно в Венгрии, где правая партия премьер-министра Виктора Орбана Фидес будет использовать свою электоральную поддержку для торпедирования европейских норм и введения мер, способных ударить по иностранным банкам и ужесточить государственный контроль над энергетическим сектором. Будапешту также удастся понизить государственные расходы после выборов в этом квартале. Венгрия, как и многие другие ее центрально-европейские соседи, также будет поддерживать рабочие отношения с Россией в рамках коммерческих взаимоотношений.
Фискальные реформы и прогресс в банковском союзе
В течение второго квартала Европарламент и государства-члены Евросоюза одобрят создание единого механизма санации SRM (Single Resolution Mechanism) и фонда финансовой помощи – последнего этапа банковского союза. Это соглашение установит взаимные обязательства по работе с проблемными банками, которые разделят ответственность в принятии решений между Евросоюзом и государствами-членами. Европейский центральный банк (ЕЦБ) будет играть решающую роль в закрытии таких банков, но национальные правительства получат инструменты для оспаривания подобных решений ЕЦБ. Межгосударственный фонд помощи проблемным банкам будет выстроен в течение восьми лет – за это время европейская политика может стать более националистической и скептической к структурным реформам, ограничивающим национальный суверенитет. Несмотря на то, что мы отмечаем политический прогресс в установлении банковского союза в текущем квартале, озабоченность стабильностью европейского финансового сектора остаётся глубокой.
Рост оппозиционных сил в Европе и отсутствие оптимизма касательно европейского экономического роста приведут к спорам внутри Германии о том, как следует готовиться к возрастающим трудностям в урегулировании кризиса еврозоны. Скрытая дискуссия внутри правительства страны о том, как укротить германский Конституционный суд, станет одним из важных показателей этого тренда.
Второй квартал будет также отмечен дебатами о фискальных реформах в Южной Европе на фоне проектов поправок в налоговые системы, предлагаемых правительствами региона с целью дать толчок созданию рабочих мест. Эти страны не выполнят планов по снижению дефицитов и реформы возымеют лишь ограниченный эффект на протяжении следующих трёх месяцев.
Франция, Италия и Испания представят фискальные реформы, в некоторых случаях снижающие налоги на доходы физических лиц, в других – налоги на компании. Рост налогов в других областях и ограниченные сокращения государственных трат компенсируют эффект от снижения налогов на государственные доходы. Предупреждения Евросоюза о недопустимости превышения лимитов дефицита будут по большей части проигнорированы. Реформы будут одобрены национальными парламентами во втором квартале или в начале третьего квартала, до летних каникул. Их эффект не будет ощутимым в краткосрочном периоде и лишь небольшие сокращения безработицы могут быть ожидаемы до конца года.
Португалия завершит свою программу финансового спасения в мае. Португальское правительство будет находиться под сильным давлением со стороны оппозиции и электората, которые будут требовать отказаться от запроса на кредит Евросоюза и МВФ, связанного с проведением экономических реформ. Как и Ирландия, Лиссабон не станет запрашивать финансовой помощи во избежание внутреннего политического кризиса. Впрочем, предложение МВФ и ЕС останется в силе, если Лиссабон решит принять его позже.
После достижения договорённостей с кредиторами в конце марта, Греция примет в этом квартале меры, которые были ранее утверждены с Евросоюзом и МВФ. Афины будут искать баланс между дальнейшим сокращением издержек в государственном секторе и снижением налогов для работающего населения и работодателей. Некоторые из таких мер приведут к протестам и спровоцируют трения внутри хрупкой правящей коалиции, но мы не ожидаем падения греческого правительства в текущем квартале. Афины также продолжат переговоры с кредиторами о дополнительной финансовой помощи. Маловероятно, что подобное соглашение будет достигнуто в течение следующих трёх месяцев, но Греция, скорее всего, получит дополнительную помощь (в форме новых кредитов или реструктуризации текущих) до конца года.
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Переговоры между США и Ираном будут продолжаться
Противостояние между США и Россией в Европе продолжится на Ближнем Востоке во втором квартале. Москва будет искать возможности для ограничения США или, как минимум, для того чтобы вынудить их пойти на компромиссные решения. На примере Ирана лучше всего будут видны попытки Кремля «уколоть» Вашингтон, который будет особенно чувствителен к любым попыткам саботажа ядерных переговоров. Россия может предложить Ирану поддержку в строительстве ядерных реакторов и поставке современных вооружений, а также в организации бартерных сделок в обход санкций Запада. Хотя некоторые предложения будут соблазнительны для Ирана и могут использоваться им в качестве аргументов в торгах с Соединенными Штатами, мы ожидаем, что Тегеран будет держать дистанцию с Москвой и отдаст приоритет переговорам с Вашингтоном.
Ирано-американские переговоры будут сталкиваться с некоторыми трудностями, но они будут не настолько значительны, чтобы сорвать диалог. Пока обе стороны обсуждают детали ядерного соглашения, консенсус по которому необходимо достигнуть к июлю, оппозиция в Конгрессе США сосредоточится на оспаривании права Ирана на обогащение урана. В Вашингтоне противники переговоров запустят кампанию, обличающую Иран в связях с терроризмом и ущемлением прав человека для оправдания существующих санкций.
Одновременно Иран будет бороться с возрастающим внутренним давлением, так как Президент Ирана Хасан Рухани пытается удовлетворить одновременно обе стороны: сторонников жесткого правительственного курса и сторонников курса экономических реформ, ожидающих ослабления влияния государства на экономический сектор и частичную либерализацию. Рухани скорее всего будет осторожен в осуществлении реформ субсидирования в этом квартале, но будет использовать политическую нестабильность в стране, чтобы продемонстрировать обеим сторонам необходимость в ослаблении санкций со стороны Соединённых Штатов. Как мы утверждали в годовом прогнозе, несмотря на ожидаемые осложнения, администрация США будет обладать достаточным внутриполитическим влиянием для продолжения переговоров с Ираном и достижения как можно более широкого соглашения.
Общие интересы в сирийских и ливанских выборах
Продолжающиеся американо-иранские переговоры и вмешательство Саудовской Аравии и России в этот диалог осложнят сирийские и ливанские выборы во втором квартале. Срок полномочий президента Ливана истекает в мае, а Сирия намеревается провести президентские выборы в июле. Сирийский президент Башар Асад будет рассчитывать на успех в связи с растущим превосходством в вооруженном противостоянии (во многом благодаря помощи России и Ирана) и высокой явкой его сторонников. Ливанские президентские выборы, в свою очередь, будут долгим и нудным выяснением отношений между «Альянсом 14 марта», поддерживаемым Саудовской Аравией и «Альянсом 8 марта», возглавляемым Хезболлой при поддержке Ирана и Сирии. Хезболла, Сирия и Иран будут настаивать на нейтральном кандидате в президенты, который будет избегать вопросов разоружения Хезболлы и осознавать необходимость работы с Дамаском. Все эти продолжающиеся дискуссии и переговоры альянсов могут сорвать график выборов.
В Сирии правительственные войска получат преимущество в продолжающемся противостоянии с повстанцами, неуклонно наращивая преимущество в районе Дамаска и усиливая давление в северном регионе в районе Алеппо. Хезболла будет по-прежнему держать большие силы на Сирийско-Ливанской границе, но прогресс Сирии в вооруженном противостоянии даст ей возможность обратить большую часть своего внимания на обеспечение интересов в Ливане. Арабские страны Персидского залива направят помощь Свободной армии сирийских повстанцев и различным салафитским группировкам в южных регионах, недалеко от границы с Иорданией, чтобы не дать сирийским властям одержать решительную победу. В то же время Россия будет использовать свою поддержку сирийского режима и выражать беспокойство относительно химического оружия для сохранения рычагов влияния на США в этом регионе.
Пределы влияния Саудовской Аравии
Саудовская Аравия, все еще сильно деморализованная перспективой заключения мира между её главным соперником в Персидском заливе и основным гарантом безопасности, проведет ряд неудачных попыток сформировать единую противоиранскую коалицию в Совете по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC).
Совет будут раздирать внутренние противоречия между союзниками Саудовской Аравии, с одной стороны, и - с другой стороны - Оманом, Катаром и Кувейтом, которые не считают прагматические отношения с Ираном камнем преткновения для своих стратегических интересов. Бахрейн и ОАЭ будут придерживаться позиции Саудовской Аравии, и поддержат боевиков в Сирии, Ливане и Ираке, противостоящих позициям Ирана в этих странах, однако Иран одержит верх в каждой из этих стран. В GCC коалиция с Саудовской Аравией во главе также будет поддерживать агрессивную кампанию по ослаблению позиций Братьев Мусульман во всём регионе. Кувейт попытается стать посредником в отношениях между своими соседями, но Катар будет неизменно оказывать поддержку движению Братьев Мусульман и занимать неизменную внешнеполитическую позицию вне зависимости от интересов Саудовской Аравии. Чем больше GCC будет разделяться из-за региональных политических противоречий, тем больше возможностей появится у Ирана использовать эти разногласия для попыток наладить рабочие отношения со своими арабскими соседями.
Выборы и паралич в Ираке
Военные проблемы в Ираке, напряженность в регионе и политические распри будут накладываться друг на друга во втором квартале из-за предстоящих парламентских выборов в стране – 30 апреля. Проиранское шиитское правительство будет сохранять централизованный контроль в Багдаде, хоть им и придётся объединиться с суннитами и курдами для формирования правительства.
Как и в предыдущем выборном цикле, послевыборные компромиссы и переговоры будут тормозить создание правительства, вероятно в течение нескольких месяцев. Намерения иракских курдов использовать их потенциальную поддержку правительства будут расстроены Багдадской пропагандой среди суннитского населения с целью подавить помощь отрядам фанатиков. Пропаганда суннитов Багдадом также продиктована желанием уменьшить поддержку в регионе таких групп, как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL), которая всё ещё контролирует часть территорий в городе Рамади и Фаллудже (57 и 100 км к западу от Багдада). Окончательная сделка по экспорту нефти между Эрбилом (столица Иракского Курдистана) и Багдадом остается недостижимой целью из-за бюджетных полномочий Багдада и из-за того, что курды пытаются усилить свои позиции в процессе формирования правительства.
Сложная политическая повестка дня в Турции
Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган интерпретирует свою уверенную победу в муниципальных выборах как мандат на участие в первых прямых в Турции президентских выборах в августе. Некоторые политики будут сохранять своё членство в Партии справедливости и развития и ожидать официального объявления об участии Эрдогана в выборах. Эрдоган также убедит всех, что кто бы ни унаследовал его пост премьер-министра (нынешний президент Турции Абдулла Гюль пока один из возможных кандидатов), он скорей будет работать с ним, чем с политическими соперниками Эрдогана.
Общественное движение Фетхуллаха Гюлена «Хизмет» было полезным в начале политического взлета Эрдогана и в момент нейтрализации военных в политических вопросов, однако Эрдоган обратится против своих бывших союзников, используя своих новых сторонников для очищения политических структур в Турции и за рубежом от влияния «Хизмета». Политическая борьба и риски будут нервировать зарубежных инвесторов, но все коррупционные скандалы и утечки существенно не повлияют на электорат.
Эрдоган также будет искать сотрудничества с Азербайджаном в преследовании своих политических противников, поскольку Баку солидарен с Анкарой в недоверии к движению «Хизмет». Турция также сосредоточится на отношениях с Азербайджаном во втором квартале, чтобы показать России своё намерение изолировать «южный газовый коридор» от вмешательства России и использовать эти отношения как часть борьбы за влияние в Европе. Турция также будет выражать своё беспокойство политикой России на всевозможных форумах НАТО, но вряд ли будет способна пойти дальше обычной риторики осуждения России.
В то время как Ирак будут раздирать политические торги за места в правительстве, Турция формально останется в стороне, но продолжит ограниченную финансовую поддержку курдистанскому правительству, в то же время избегая прямой конфронтации с Багдадом. Как мы отмечали ранее, Турция, скорее всего, продолжит политику нормализации отношений с Израилем, чтобы проложить путь для своих энергетических проектов в Средиземноморье, но по-прежнему будет сталкиваться с серьёзными проблемами в обсуждении подобных планов с Кипром.
Внутриполитические вызовы Египта
Фельдмаршал Абдель Фаттах аль-Сиси скорее всего выиграет президентские выборы в мае. После этого он продолжит усиливать позиции военных в Египте, но столкнется с возрастающими трудностями.
Медленный экономический рост и надвигающаяся нехватка энергии станут серьёзными испытаниями для будущего постоянного правительства Каира. Высокие летние температуры станут большой нагрузкой на уже и без того испытывающий трудности энергетический сектор, всё это может привести к общественному недовольству. Египет будет использовать оборонные и экономические предложения России для своих попыток вернуть США на путь серьёзного стратегического партнерства, однако столкнется с тем, что Вашингтон, осознавая призрачность реализаций этих договоров, будет по-прежнему осуждать политические чистки Каира.
В то же время, выборы нового правительства Египта, даже с бывшим военным во главе, могут дать американской администрации основание для возвращения к нормальным, пусть и слегка напряженным, взаимоотношениям с Египтом.Борьба с боевиками также останется в центре внимания правительства, основу которого составят военные, так как угрозу боевиков необходимо будет устранить к президентским выборам.
Алжир сталкивается с проблемами безопасности
Перед президентскими выборами 17 апреля, вероятно, будут иметь место протесты и демонстрации. Различные оппозиционные силы (исламисты, бывшие правительственные элементы, оставшиеся в стороне при смене власти и различные этнические меньшинства) заявят о своём недовольстве возможным четвертым сроком Абдель Азиза Бутефлики. Оппозиция скорее всего останется расколотой, однако и алжирские политики, и силовики должны сохранить возможность подавления любых беспорядков.
Центральное место в политике Алжира во втором квартале будет всё так же занимать вопрос внутренней стабильности. Значимые экономические и политические реформы будут приостановлены, так как президентские выборы вызовут массовое недовольство и множество закулисных политических споров по всей стране после смены правительства. Сейчас правительство будет уделять первостепенное внимание увеличению производства энергии в рамках текущих проектов, оставив в ближайшие три месяца на стадии обсуждения конституционные поправки, такие как создание поста вице-президента и ряд экономических реформ.
Ливия остается нестабильной
Общенациональный конгресс, воплощающий в себе слабую государственную власть в Триполи, подвергнется дальнейшей эрозии своего влияния в условиях усиления оппозиции. Хотя стороны и согласились по поводу наблюдения за выборами законодательной власти, отсутствие консенсуса между политическим элитами может осложнить и даже отложить проведение новых выборов.
В то же время, вероятные отключения воды и электроэнергии в южных ливийских регионах могут спровоцировать беспорядки в прибрежных населенных пунктах страны особенно по мере роста летних температур на фоне закулисной конкуренции за влияние на состав будущей политической элиты. Возможен фальстарт из-за проблем с конституционными процессами и продолжающимися протестами с участием городского населения, этнических меньшинств, локальных вооруженных формирований и политических структур.
Мы по-прежнему настроены чрезвычайно скептически относительно продолжающихся переговоров между слабым Триполи и различными силовыми элементами, региональными политиками и племенными организациями о вопросах относительно поставок нефти. Временные перемирия вряд ли продержатся долгое время, а это значит, что поставки нефти будут нерегулярными и не масштабными.
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Восточная Азия
Усиление экономических проблем Китая
В течение нескольких месяцев Китай провел ряд частных и общественных дискуссий по поводу предполагаемых экономических, социальных и политических реформ, начиная с Третьей пленарной сессии в ноябре 2013 года, заканчивая заседанием Всекитайского собрания народных представителей в марте 2014-го. Теперь китайским лидерам предстоит взять на себя более сложную и прозаическую задачу реализации недавно ратифицированных реформ, в то же самое время сглаживая экономические и финансовые проблемы, распространившиеся на некоторые из крупнейших и наиболее политически чувствительных для Китая отраслей, таких как угледобыча, производство стали и жилищное строительство. Доминирующими темами в Китае в этом квартале будут борьба правительства с множественными рисками, связанными с высокой задолженностью и замедлением экономического роста, увеличением количества неплатежеспособных угольных компаний и предприятий, занимающихся строительными материалами, стагнирующими и даже падающими ценами на жилье в небольших городах. Как и ранее, реализация жестких реформ скорее всего уступит место поддержанию экономической стабильности.
В период с апреля по июнь подойдет срок оплаты почти 200 миллиардов юаней (примерно $32 млрд.) трастовых бумаг (одно из главных средств теневого кредитования и инвестирования), несколько миллиардов из которых связаны с кредитами предприятиям с крупной задолженностью в угледобывающей, стальной и цементной отраслях промышленности. Из-за роста издержек производства, проводимого правительством укрупнения предприятий и падающих цен, в 2014 уже произошло несколько технических дефолтов ресурсных компаний, а еще несколько обремененных долгами компаний едва его избежали. С предполагающимся в ближайшие месяцы снижением спроса и цен на уголь и другие сырьевые материалы эта тенденция, вероятно, усилится.
Связанная с теневым кредитованием несостоятельность горнодобывающих, металлургических и смежных предприятий может привести к кредитному краху, повышенному риску неплатежеспособности и даже банкротству малых и средних региональных банков, сильно зависимых от этих секторов экономики. Кризис задолженности местных властей в таких регионах, как Шаньси и Хэбэй, вытекающий из проблем в ресурсных и финансовых отраслях, не может быть разрешен во втором квартале. Пекин может допустить некоторое количество дефолтов и случаев банкротства с целью повысить дисциплину в проблемных отраслях. Однако, если локальные кризисы станут распространяться на другие регионы и отрасли промышленности или сказываться на общем доверии к финансовой системе, Пекин вмешается посредством кредитных вливаний, частичной или полной финансовой поддержки, будь то через государственные компании или прямые действия правительства.
Риски, связанные с проблемными ресурсными отраслями, малыми и средними банками и неплатежеспособными местными администрациями неотделимы от накопившихся проблем в секторе недвижимости страны. Китай переживает кризис на рынке недвижимости в городах третьего и четвертого уровня по всей стране. В сочетании с беспорядком в других секторах это может привести к значительному ухудшению экономической ситуации во втором квартале. Если не произойдет полный обвал доверия на рынке недвижимости, что может привести экономику Китая к свободному падению, вряд ли стоит ожидать в ближайшие месяцы принятия большого пакета стимулирующих мер, особенно учитывая необходимость в поддержании Пекином веры в свою приверженность реформам. Вместо этого, власти будут стремиться предотвратить распространение локальных проблем посредством целевых вливаний, расходов на инфраструктуру и других инструментов.
Одновременно, администрация Си будет активизировать усилия по расчистке рядов партии и правительства для устранения препятствий осуществлению политических целей, распространяя уже проводимую антикоррупционную деятельность на другие части государственного сектора и военных. На фоне растущей экономической нестабильности, активизирующихся политических чисток и распространяющегося страха общества перед внутренним терроризмом после мартовского насилия в Куньмине, аппарату безопасности Китая придется усиленно трудиться в этом квартале.
Российское влияние в Восточной Азии
К счастью для Китая, сейчас, в период после украинского кризиса, Соединенные Штаты сосредоточили свое внимание на России и ее соседях. Пекин не может чувствовать себя уверенно рядом с более напористой Россией, которая улучшает свои отношения с Японией и при этом в состоянии противодействовать китайскому влиянию в Центральной Азии. Таким образом, Китай может извлечь большую выгоду из того, что внимание Соединенных Штатов направлено на Европу и Ближний Восток, те направления, где Россия попытается отыграться за потерю своего влияния на украинские власти.
Соединенные Штаты будут и впредь продвигать в Азии свои инициативы в торговле и безопасности. Тем не менее, озабоченность вопросами, связанными с Россией, наряду с внутренними проблемами США будут способствовать появлению в Азии мнения, что Вашингтон в настоящее время не желает или даже не способен смело отстаивать свои интересы. Таким образом, Китай будет придерживаться своей неоднозначной роли, сохраняя хорошие отношения с Россией, не устраивая чрезмерные провокации по отношению к США. Так как Россия стремится заключать долгосрочные энергетические соглашения, возможности Пекина для торга будут расти. При этом Китай не отступит от этих сделок, несмотря на любое давление со стороны США, используя время как дополнительный козырь.
Японии также придется балансировать между США и Россией. В то время как Токио и Москва традиционно являются противниками, не так давно Япония достигла прогресса в торговых и инвестиционных отношениях с Россией, что может снизить энергетическую и ресурсную напряженность. Кроме того, Япония считает, что сглаживание давних споров с Россией позволит Токио уделять больше внимания угрозам со стороны Китая. Поскольку Россия также видит необходимость в уравновешивании растущего влияния Китая, диверсификации своих экспортных рынков и партнеров по безопасности в Азии, Токио и Москва имеют редкую возможность для дальнейшего потепления своих отношений. Хотя Япония должна демонстрировать свою приверженность альянсу безопасности с США, она не упустит шанса для продвижения вперед своих отношений с Россией. Внутри страны достигнутый прогресс в перезапуске использования ядерной энергии – не сильно значимый сам по себе- поможет наконец Японии встать на путь снижения дефицита торгового баланса. Повышение зарплат и политика стимулирования будут противостоять непосредственным результатам повышения потребительских налогов и помогут поддерживать если не устойчивое, то хотя бы временное экономическое возрождение.
Хотя Пекин мог бы предпринять некоторые осторожные шаги для улучшения своих отношений с Токио, в целом Китай будет стремиться подорвать силу Японии. Его стратегия включает в себя сохранение близких отношений с Россией, налаживание экономических связей с партнерами в регионе, такими как Южная Корея и Австралия, и попытки сгладить трения с Северной Кореей, возникшие из-за консолидации власти Ким Чен Ыном. Пхеньян продолжит развивать свои дипломатические связи с США, Японией и Россией, при этом не оставляя попыток привлечь внимание к своему военному потенциалу.
Проблемы Юго-Восточной Азии
Юго-Восточная Азия столкнется с рядом трудностей во втором квартале. Замедление темпов экономического роста и финансовые потрясения в Китае, несмотря на поступающие из Пекина сигналы о сохранении стабильности, будут продолжать бросать тень на общий прогноз для региона и стимулировать поиск альтернативных источников роста. Текущая напряженность из-за морских территориальных споров может сильно накалиться, учитывая что Филиппины начали судебное дело против Китая и выступают за более тесные отношения с Соединенными Штатами, в то же время Малайзия все более приспосабливается к территориальной конкуренции со стороны Китая. То, что США временно отвлеклись от этого региона, может заставить разные заинтересованные стороны выразить свою озабоченность и посредством каких-то символических ходов и даже ограниченных силовых мер попытаться снова привлечь внимание США.
Пекин также продемонстрирует возрастающую настойчивость в вопросах региональной безопасности по отношению к своим соседям как результат теракта в Куньмине. Так как из-за давления внутри страны все больше уйгуров вынуждены покидать Китай, Пекин будет стремиться к улучшению сотрудничества в сферах разведки, безопасности и дипломатических отношений с Мьянмой, Лаосом, Таиландом, Малайзией и Вьетнамом (а также Южно-Азиатскими и Центрально-Азиатскими государствами) по вопросам уйгурских беженцев и боевиков. Эта проблема будет препятствовать предпринятым ранее усилиям Пекина по расширению приграничной торговли и низкоуровневых связей со своими соседями, хотя Китай и не остановит свои крупные инфраструктурные проекты.
В Таиланде про-и антиправительственные группировки, вероятно, останутся в тупике, в то время как игроки от власти проводят закулисные переговоры, останется ли правящая партия у власти. Если правящая партия уйдет, начнется новый цикл, в котором ее сторонники будут готовиться к возвращению власти в свои руки в будущем. Если правящая партия остается, нынешнее состояние неопределенности продолжится. Военное вмешательство маловероятно, если между фракциями не возникнет волны насилия, а правящая партия не станет предпринимать какие-либо экстраординарные меры, чтобы захватить обратно власть, которую она потеряла.
В Индонезии центром событий станут июльские президентские выборы после проведенных в апреле парламентских выборов. Региональные политические группы будут пытаться привлечь внимание с помощью организованной кампании и уловок. Также возможны нападения боевиков. Внутренняя политика и национализм не позволят правительству урегулировать разногласия с иностранными инвесторами по вопросам спорной торговой и промышленной политики.
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Южная Азия
В Индии ожидаются волнения
Всеобщие выборы в Индии пройдут 12 мая, а за ними последует напряженный период формирования коалиции. Иностранные инвесторы надеются на победу партии Бхаратия Джаната и усиление влияния кандидата Нарендры Моди, поддерживающего бизнес. В любом случае, любая инициатива следующего правительства Индии, независимо от того, какая партия одержит победу, столкнется со сложными политическими, социальными и экономическими ограничениями. Как партии Бхаратия Джаната, так и партии Конгресса придется работать в обстановке растущего значения местных интересов. Особенно на это влияет тот факт, что местные партии расширяют присутствие как на региональном, так и на национальном уровне, а длительный экономический спад повышает риск общественного противостояния социальным реформам. Принимая во внимание то, что центральное правительство в этом квартале вступает в такой период преобразований, не следует ожидать каких-либо значительных изменений во внешней политике Индии.
Учитывая влияние Эль-Ниньо, которое снижает ожидаемый урожай этого года, изменчивые погодные условия в апреле и начале мая (в традиционный сезон муссонов) могут стать причиной беспорядков, поскольку сельское население будет требовать поддержки государства. Повышение температуры во втором квартале исторически вызывает рост спроса на электроэнергию и, если муссонные дожди задержатся или будут менее устойчивы, чем ожидалось, импорт теплового угля – в первую очередь из Индонезии - может вырасти в попытке компенсировать потери на производство гидроэлектроэнергии.
Крупные митинги и протесты следует ожидать по всей Индии в апреле, но особенно в таких местах как Хайдарабад и Андхра-Прадеш, Уттар-Прадеш, Дели и Мумбаи. Местные выборы, намеченые на апрель и май в Андхра-Прадеш в преддверии создания штата Теленган, повысят риск социальных волнений в этом регионе. Центральное правительство будет оставаться готовым к столкновениям между сектами и общинами в штате Уттар-Прадеш, а также потенциальным всплескам нападений со стороны наксалитов и исламистов.
Отношения между Индией и Шри-Ланкой могут быть временно натянутыми, поскольку Нью-Дели необходимо учесть растущее политическое влияние правительств в регионах Индии, например, Тамил Наду. Тем не менее, на низовом уровне экономические, военные и политические каналы между Нью-Дели и Коломбо останутся открытыми.
Индия продолжит сотрудничество в сфере безопасности с соседними странами, а особенно Непалом и Бангладеш, относительно угрозы региональных исламистских боевиков. Конкурируя с Китаем вдоль их общей гималайской границы, Индия также постарается ускорить формирование в Непале коалиционного правительства, чтобы гарантировать, что Катманду остается надежным партнером в сфере безопасности и гидроэнергетических инициатив Индии в регионе. Нью-Дели будет продолжать оказывать поддержку правительству Народной лиги в Бангладеш, даже в условиях когда премьер-министр Шейх Хасина продолжит действовать противоречиво, пытаясь сдержать политическую оппозицию.
Новое правительство Афганистана столкнется с нестабильностью.
В новом квартале Афганистан получит нового президента – первого с тех пор как Хамид Карзай стал временным правителем вскоре после падения режима Талибана в конце 2001 года. Преемнику Карзая понадобится время для того, чтобы освоиться в новой работе и установить отношения с самим Карзаем, влияние которого, вероятно, сохранится даже после ухода с поста президента. Новому президенту придется столкнуться с проблемой талибов, необходимостью доработки соглашения о двусторонней безопасности с Соединенными Штатами, а также с проблемой отношений с соседним Пакистаном, которые останутся напряженными.
Весной талибы воспользуются ситуацией политического переходного периода и свертывания сил НАТО, как возможностью подорвать новоизбранное афганское правительство. Нападения повстанцев, вероятно, будут более интенсивными, чем в предыдущие годы, из-за неуверенных переговоров с афганским группами джихадистов. Кабул будет встревожен и останется в значительной мере зависимым от США в попытках выдержать эти нападения, но государство выстоит против угроз талибов.
Рост насилия в Пакистане
Постоянные усилия Исламабада вести переговоры с главной Альянса джихадистов будут идти своим путем и могут оказаться бесплодными во втором квартале. К третьему кварталу пакистанское правительство, вероятно, будет участвовать в военной операции против последнего крупного редута талибов в северо-западном племенном поясе в Северном Вазиристане. В результате этого стоит ожидать эскалации насилия. Кроме того, вероятно, что энергетический кризис в стране усилится с приходом лета.
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Латинская Америка
Венесуэла перед лицом затянувшихся волнений
В течение первого квартала по стране прокатилась волна протестов под предводительством политической оппозиции Венесуэлы. Основными причинами для волнений послужили высокая инфляция, нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, крайне высокий уровень преступности. Инфляция останется устойчивой проблемой во втором квартале, и, несмотря на то, что дефицит товаров может стать не таким острым во время спада уровня протестов, полностью его преодолеть не удастся. В связи с тем, что правительство не способно адекватно воспринять, а тем более, уладить эти основные проблемы, которые стимулируют политические волнения, протесты будут продолжаться на протяжении следующих трёх месяцев. Президент Николас Мадуро также столкнётся со сложными экономическими дилеммами, такими как выбор между повышением цен на бензин или на электричество во втором квартале. Однако, он будет осторожен при введении подобных изменений в попытке не потерять политическую поддержку.
Администрация президента Мадуро продолжит использовать секретные службы для вытеснения оппозиции с улиц, но она не может полностью полагаться на подобную стратегию. Мадуро продолжит переговоры с оппозицией с целью увеличить уровень недоверия внутри оппозиции и смягчить политические волнения. В перечень тем, которые будут обсуждены, будут входить либерализация валютных механизмов, сокращение правительственных расходов на социальные нужды и смягчение ценового регулирования. Однако, расхождения внутри правительственных кругов и оппозиции касательно условий и ограничений действий правительства в передаче концессий станут препятствиями на пути достижения рационального соглашения. Односторонние действия членов правящей Единой социалистической партии Венесуэлы или представителей вооруженных сил по ограничению Мадуро будут по-прежнему возможны, но не вероятны во втором квартале. Президент Мадуро ещё не потерял поддержку внутри партийной избирательной базы до того момента, когда его противники внутри режима могли почувствовать потребность от него избавиться.
Основная линия внешнеполитического курса Венесуэлы останется неизменной во втором квартале. Китай продолжит финансировать Венесуэлу, несмотря на протесты. Россия также будет поддерживать свои связи с Венесуэлой и, возможно, предпримет ряд символических действий по отношению к государству, таких как военные визиты с целью подчеркнуть своё присутствие в непосредственной близости к границе США.
Колумбия продолжает переговоры с мятежниками в условиях внутренних волнений
Правительство Колумбии будет сосредоточено на непрерывных переговорах с представителями Революционных вооружённых сил Колумбии (группировки, также известной как FARC) и во время президентских выборов, назначенных на 25 мая. Заключительное мирное соглашение с FARC представляется возможным в 2014 году, в связи с тем, что продолжаются и увеличивают свою интенсивность обсуждения третьего из изначальных пяти пунктов переговоров. Во время президентских выборов президент Хуан Мануэль Сантос столкнётся с более серьёзной конкуренцией, чем в 2010 году, поскольку Социальная Партия Национального Единства за прошедшие четыре года разделилась на сторонников бывшего президента Альваро Урибе и сторонников Сантоса.
В этом квартале основными вызовами для Сантоса станут волнения внутри сельскохозяйственного сектора Колумбии и политических активистских групп, таких как левая партия Патриотический Марш. Фермеры страны угрожали провести общенациональные протесты для давления на правительство с целью получить выплаты, обещанные им после последней волны протестов в августе и сентябре 2013 года. Правительство также предпримет попытки договориться с фермерами, чтобы избежать демонстраций перед президентскими выборами.
Мексика сосредоточена на реформах
Переговоры, касающиеся сути мексиканской энергетической реформы, продолжатся внутри законодательных органов страны во втором квартале. Представляется вероятным, что Конгресс одобрит подзаконные акты для проведения реформ в сфере энергетики и телекоммуникации к 30 апреля, к моменту, когда согласно намеченному графику, текущая законодательная сессия должна завершиться. Несмотря на продолжающиеся разногласия между Институциональной революционной партией и оппозиционной Партией национального действия касательно деталей конечного проекта реформы, соглашение по обоим законам, вероятно, будет достигнуто во втором квартале - либо в течение регулярных сессий, либо в рамках дополнительной сессии, которая будет назначена на начало мая.
Бразилия сосредоточена на безопасности
Подготовка к Чемпионату мира по футболу станет основной задачей Бразильского правительства во втором квартале. Чемпионат начнётся в июле и будет проведён в 12 бразильских городах. Игры в рамках Чемпионата станут вызовом для служб безопасности и полиции Бразилии и скорее всего послужат причиной общественных беспорядков. Ряд группировок, вероятно, организуют общенациональные беспорядки непосредственно перед и во время проведения Чемпионата. Данные оппозиционные группировки и партии включают в себя Социально-демократическую партию Бразилии и Социалистическую партию Бразилии, а также менее организованные группы интересов, такие как Движение бесплатного билета. Правительство готово к предстоящим демонстрациям, в отличие от ситуации в 2013 году, и тесно работает с некоторыми из этих групп. Участие правительства в диалоге предотвратит высокий уровень протестных явлений, который наблюдался в 2013 году.
В то же время, Бразилиа продолжит свое осторожное, но существенное вмешательство в экономику для того, чтобы предотвратить нестабильность перед всеобщими выборами, назначенными на 5 октября. Ожидается, что предстоящие выборы вызовут противоречия, так как оппозиционные политические деятели предпримут попытки подорвать мощную поддержку президента Бразилии Дилмы Русеф.
Аргентина продолжает испытывать экономические трудности
Второй квартал станет важным периодом в усилиях Аргентины урегулировать отношения с международными инвесторами, так как государство стремится найти решение для собственных финансовых проблем. В соответствии с нашим ежегодным прогнозом, Аргентина начнёт переговоры с Парижским клубом кредиторов в мае. Предприняв определенные шаги для преодоления инфляции с целью соответствовать уровню, допускаемому Международным Валютным Фондом в первом квартале, Аргентина демонстрирует своё желание урегулировать ключевые вопросы, которые мешали государству быть интегрированным в международный рынок капитала. Однако, наиболее вероятно, что окончательное решение, касающееся положения Аргентины среди международных кредиторов, во втором квартале принято не будет.
Аргентина столкнётся с крупномасштабными протестами, особенно в апреле, в связи с тем, что переговоры спровоцируют политические противоречия среди рабочего класса. Сезонный экспорт соевых бобов и другой сельскохозяйственной продукции предоставит Аргентине некоторые дополнительные финансовые возможности, так как экспорт приносит стране столь необходимую ей иностранную валюту. Могут ожидаться дальнейшие споры между представителями сельскохозяйственного сектора и правительства, но они вряд ли повлияют на экспортный поток.
Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Африка южнее Сахары
Южно-Африканская Республика проводит выборы на фоне трудовых споров
7 мая в Южно-Африканской Республике состоятся общенациональные выборы. Скорее всего, правящий Африканский национальный конгресс наберет необходимое для победы большинство голосов, а это означает, что действующий президент Джейкоб Зума вернется на второй срок. Африканский национальный конгресс будет править страной как партия без сильного идеологического уклона, несмотря на свою популистскую риторику. Накануне выборов Африканский национальный конгресс будет позиционировать себя как надежную для большинства черных южноафриканцев партию, располагающуюся посередине между правым Демократическим альянсом и левыми «Борцами за экономическую свободу»
Напряженность в южноафриканской платиновой отрасли, вероятнее всего, сохранится и во втором квартале года. Результаты переговоров по урегулированию продолжающейся забастовки не удовлетворят полностью ни Ассоциацию профсоюзов шахтеров и строителей, ни платинодобывающих компаний. И хотя забастовка может закончиться сразу после майских выборов (если не раньше), когда Африканский национальный конгресс получит более устойчивую политическую базу, чтобы заставить стороны закончить конфликт, требования рабочих повысить заработную плату не будут удовлетворены полностью. Однако горнодобывающие компании, вероятно, в конце концов будут платить больше, чем им бы хотелось. Это означает, что забастовка может повториться, как только улучшатся экономические условия. Вне платинового и общего горнодобывающего сектора, вероятно, будут обсуждаться трудовые соглашения в сфере услуг в течение второго квартала.
В Нигерии политическая активность набирает обороты
В апреле Нигерийский Конгресс прогрессивных сил проведет праймериз местных и национальных руководителей, после чего нацелится на общенациональные праймериз, которые должны состояться приблизительно 24 мая. В противовес Народно-Демократической партии Нигерии под руководством президента Гудлака Джонатана, Конгресс постарается создать сбалансированное по этническим и религиозным принципам новое руководство. Эти партии попытаются ослабить друг друга, посредством включения заметных представителей электоральной базы соперника в состав своих руководящих коалиций. Например, южанин Джонатан включит в свою кампанию лидеров северных Хауса-Фулани, в то время как оппозиция подключит жителей Юга, пытаясь расколоть «Дельту Нигера» — политическую базу Джонатана. Обе партии будут вести активные избирательные кампании вплоть до конца этого года.
Одновременно с этим, в первой половине второго квартала Джонатан и его Народно-Демократическая партия продолжат национальный диалог, пытаясь решить некоторые из региональных конфликтов, которые привели к расколу внутри партии в августе прошлого года. Так как и правящая, и оппозиционная партия в этом квартале продолжат укреплять свои патронажные сети, военная деятельность «Дельты Нигера» несколько ограничится. Боевики и их политические покровители еще не в состоянии увеличить атаки настолько, чтобы повлиять на результаты выборов.
Из-за широко развернутых избирательных кампаний правительство не сможет сильно преуспеть в борьбе с Исламистской боевой группировкой «Боко Харам». Эта группировка будет активно действовать в северо-восточных районах страны, сосредотачивая свои атаки на гражданских лиц и государственных чиновников.
Напряженность в Южном Судане затихает
В Южном Судане будут предприняты единичные попытки проведения политических переговоров между правительством и повстанцами, выступающими за бывшего вице-президента Риека Машара. Ни одной из сторон не удастся заполучить достаточного для уверенной победы военного преимущества. Маловероятно, что этот конфликт значительно повлияет на добычу нефти. Зарубежное политическое посредничество, в большинстве случаев со стороны восточноафриканских государств, продолжится, но теперь в нем будет меньше необходимости, ведь спор уже перерос в конфликт низкой интенсивности.
Франция продолжает действия по обеспечению безопасности
Теперь Франция продолжит защищать свое колониальное наследие в африканских конфликтных зонах, даже если ей придется действовать в одиночку. Французские войска будут поддерживать непрерывную работу против повстанцев с целью воспрепятствовать ячейкам Аль-Каиды в исламском Магрибе и движениям в Мали, а также между Мали, Нигером, Чадом и югом Ливии. Так как Франции придется нести основное бремя операций по обеспечению безопасности в Центральноафриканской Республике, ее военная политика в отношении Африки будет подвергнута тщательному анализу внутри страны.