Сегодня столичный парламент на внеочередном заседании принял закон «О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской думы», предложенный городской избирательной комиссией. Схема предусматривает образование 45 одномандатных округов, которые образуются на 10 лет, средняя норма составляет 161 тыс. избирателей на округ, причем расхождение по количеству избирателей между округами составляет не более 10%. Оппозиционеры уже обвинили Мосгордуму в том, что нарезка сделана так, чтобы свести к минимум количество округов, где власть рискует проиграть. Такая технология подтасовки известна как джерримендеринг (этот термин возник в в США еще в 1812 году, когда карикатурист изобразил один из таких избирательных округов Массачусетса в виде саламандры, а издатель газеты назвал этот рисунок «Gerrymander» по фамилии губернатора штата Элбриджа Джэрри, изобретателя этой системы, впервые успешно применившего её). По мнению ряда оппозиционеров на джерримендеринг указывает то, что нарезка округов в итоге очень часто не совпадала с административной нарезкой. Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов заявил в ответ, что без деления административных районов невозможно было бы соблюсти условие по равной численности округов.
В распоряжении The Insider оказались результаты анализа этой нарезки экспертами из ассоциации«Голос», занимающейся наблюдением на выборах. Согласно их выводам, массового джерримендеринга в данном случае не наблюдается. Вот выдержки из их отчета:
Про численность избирателей
Общая численность избирателей перед выборами в Мосгордуму составила 7250222 человека. Этот показатель практически совпадает с аналогичной цифрой после выборов мэра города в сентябре 2013 года (7250879 чел.). Внутри районов также не замечено флуктуаций в численности избирателей (все в пределах 1%), кроме округов 38 и 39, куда вошли Новомосковский и Троицкий административный округа – там «отток» избирателей за полгода составил аж 15 тысяч человек, или 3% от общего числа. Эти избиратели, судя по всему, равномерно распределились по старой Москве. А в районах Чертаново Центральном и Южном за те же полгода появилось почти две с половиной тысячи новых избирателей.
Нельзя не отметить и того положительного факта, что каждый из разделенных районов был разделен только на две части. В числе худших опасений была также вероятность гораздо более безжалостного раздела соседствующих районов. Тем не менее, 20 территориальным избирательным комиссиям на сентябрьских выборах предстоит нелегкая работа по проведению дня голосования и сбора документов сразу в двух округах. На практике это может обернуться путаницей и подтасовками в ТИКах.
Про политический контекст
Внимательно изучив, какие районы были разделены на две части, мы пришли к выводу, что деление на округа не свидетельствует о массовой «подгонке» округов под нужды администрации. Об этом можно говорить, если исследовать сформированные округа по результатам голосования на выборах Мэра Москвы в 2013 году. Напомним, что это были нетрадиционные для Москвы выборы, где была допущена конкуренция, а фальсификации минимальны.
Если считать «уровнем конформизма» разность между результатом Собянина и Навального на выборах 2013 года, то в 23-х округах средний «уровень конформизма» выше среднего по Москве, а в остальных 22-х – ниже, то есть районы между округами распределены примерно поровну. При этом нельзя сказать, что «разделению» подверглись наименее конформистские районы; скорее наоборот: из 20-ти разделенных районов 12 имеют «уровень конформизма» выше среднего. Не подтверждается и тезис о том, что «нонконформистские районы» подверглись массированному смешению с районами конформистскими: 14 избирательных округов сформированы исключительно из «нонконформистских районов»; исключительно из «конформистских районов» сформировано лишь на один больше – 15. При этом «конформистские округа» чаще подвергались «разбавлению», чем «неконформистские».
Очевидно, что основным фактором при формировании округов стало требование закона об отклонении численности округа не более чем на 10% от средней численности округа (161 тыс.), т.е. не ниже 145 и не выше 177 тыс. Но при этом максимальное отклонение (чуть меньше 10%) наблюдается в 9-ти округах из 45-ти: в трех – в бОльшую сторону и в шести – в меньшую. При этом 7 из этих 9-ти избирательных округов включают куски районов.
Про необычную форму округов
Некоторые округа действительно имеют необычную геометрическую форму. Например, отмечалось, что 8-ой округ вклинивается в 9-ый. Это объясняется самой формой района «Аэропорт» - для выравнивания «формы» округа его пришлось бы разрезать. В случае, если бы «Аэропорт» целиком вошел в состав 9-го округа, численность избирателей составила бы 197 тыс. Можно было, например, 8-ой округ составить из районов Войковский, Сокол, Аэропорт и Хорошевский, а 9-ый – из Коптево, Тимирязевского, Савеловского и Бегового, но тогда к 8-ому округу нужно было бы присоединить часть Бескудниковского, и звучали бы те же подозрения о размывании протестного голосования за счет более лояльных районов.
Необычность формы округов 42 и 43 объясняется делением по административному округу (ЦАО и ЗАО). Однако в целом, Мосгоризбирком не стал удерживаться этого принципа деления: 8 из 45 округов охватыают два, а то и три административных округа.
Отметим, что новая нарезка разбила на части округа, по которым избирались в МГД одномандатные депутаты в 2009 году. Это может осложнить их переизбрание. Правда, уже предприняты контрмеры, которые могут обеспечить администрации полную победу во всех округах; в первую очередь – это бредовое количество необходимых для регистрации подписей. Запущено ноу-хау: поощряемые главным участником выборов праймериз. Но все-таки остается впечатление, что к Мосгордуме будут допущены несколько оппонентов – тех, к которым давно привыкли, которые «не раскачивают лодку», и которые вписываются в любовно построенную и прислоненную к административной вертикали партийную систему.
Инфографика подготовленная изданием РБК: