Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 484
Политика

Все идет по плану: как команда Трампа реализует скандальный «Проект 2025» правых республиканцев

«Проект 2025» — план по реформированию государства, написанный правыми республиканцами, ожидавшими возвращения Дональда Трампа в президентское кресло. Сам Трамп, правда, от этого плана неоднократно отрекался — явный авторитарный уклон документа вызвал большой скандал в медиа. Для многих он с самого начала выглядел как своего рода мифический «План Даллеса» для СССР, только, в отличие от той стратегии, «Проект 2025» реально существует и, очень похоже, что по целому ряду направлений администрация Трампа использует его как руководство к действию. Предлагаемые планом изменения усиливают власть Белого дома за счет подчинения себе ранее независимых государственных агентств, ужесточают миграционную политику, сильнее ограничивают доступность медикаментов для аборта, форсируют отказ от политики разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI) и увеличивают давление на СМИ.

Содержание
  • Как родился «Проект 2025»

  • Не первый такой документ

  • Жнец Трампа против федеральных агентств

  • Консолидация власти

  • Отмена политики разнообразия

  • Сокращение продовольственной помощи

  • Черная стена на границе и массовые депортации

  • Что еще может стать реальностью?

Как родился «Проект 2025»

Знаменитый документ — это 920-страничный план действий для «следующего президента-республиканца», опубликованный в июле 2024 года. Он был разработан не администрацией Трампа и не Республиканской партией, а консервативным фондом Heritage Foundation.

Формально это независимая организация. Но «Проектом 2025» занимались многие чиновники прошлой администрации Трампа: бывший руководитель аппарата Управления кадров Пол Дэнс, бывший специальный помощник Трампа Спенсер Кретьен, бывший министр жилищного строительства Бен Карсон, бывший директор Национальной разведки Джон Рэтклифф, бывший торговый советник президента Питер Наварро и еще около 140 человек.

В документе предлагались довольно радикальные реформы. Например, серьезное изменение налоговой системы, подчинение независимых агентств администрации президента, отмена политики разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI), ограничение доступа к медикаментам для аборта, ужесточение иммиграционной политики, ограничение прав ЛГБТК+ и усиление давления на СМИ.

О «Проекте 2025» ожидаемо много говорили во время предвыборной кампании. Джо Байден утверждал, что Дональд Трамп стоит за текстом документа и предостерегал, что «Проект» «уничтожит Америку». Камала Харрис также говорила, что это «план по возвращению Америки в темное прошлое». На восприятие этого документа как угрозы влияли и его авторы. Так, президент Heritage Foundation Кевин Робертс прямо заявлял, что страна «находится в процессе второй американской революции, которая пройдет бескровно, если левые не помешают».

Президент Heritage Foundation Кевин Робертс
Президент Heritage Foundation Кевин Робертс

В итоге Дональд Трамп и его сторонники решили, что ассоциироваться с «Проектом 2025» слишком токсично и начали отрицать любые связи с ним. В июле Трамп написал в своей любимой соцсети Truth: «Я ничего не знаю о “Проекте 2025”. Я не имею представления, кто за ним стоит. Я не согласен с некоторыми из их утверждений, а некоторые считаю совершенно нелепыми и ужасными. Что бы они ни делали, я желаю им удачи, но не имею к ним никакого отношения».

По утверждениям самого политика и его команды, их планы после победы на выборах были опубликованы не в «Проекте 2025», а в программе Agenda 47. Это гораздо более компактный и расплывчатый манифест, который, тем не менее, во многом пересекается с «Проектом». Например, в нем тоже говорится о расширении президентской власти, массовых депортациях, переносе производств в США и борьбе с политикой разнообразия, равенства и инклюзивности.

Не первый такой документ

Первый аналог программы «Мандат на лидерство 2025: Консервативное обещание» (именно так полностью называется «Проект 2025») был опубликован еще в 1981 году для администрации Рональда Рейгана. По утверждению Heritage Foundation, уже к концу первого года президентства Рейган реализовал почти половину идей из программы.

Перед первым сроком Трампа в 2016 году организация также представила «Мандат на лидерство» с 334 политическими рекомендациями. Спустя год Heritage Foundation опубликовал подробный отчет, в котором утверждалось, что администрация Трампа выполнила 64% всех предложений.

Среди них — выход из Парижского соглашения по климату, увеличение военных расходов, реформирование Программы временной помощи нуждающимся семьям (TANF), выход из ЮНЕСКО, увеличение объемов бурения на шельфе и освоение федеральных земель. Тем не менее, несмотря на попытки дистанцироваться от «Проекта 2025», его пункты активно выполняются администрацией Трампа.

По данным независимого проекта Project 2025 Tracker, на данный момент реализовано уже 48% всех программных пунктов документа. Похожие цифры (47%) называет и некоммерческая организация Center for Progressive Reform.

Причем это нельзя списать на простое совпадение взглядов Трампа и авторов документа. За выполнением пунктов «Проекта» стоят те же самые люди, которые его писали и которых президент США назначил на их текущие должности. Так, должность председателя Федеральной комиссии по связи (FCC) получил Брендан Карр, который написал для «Проекта» главу, как раз посвященную реформам FCC. В ней он предлагал ужесточить контроль над технологическими компаниями, ввести ответственность платформ за контент пользователей и увеличить подотчетность самого агентства.

Рассел Воут, которого медиа называли одним из архитекторов «Проекта 2025», получил должность директора бюджетного управления Белого дома (OMB) — одну из влиятельнейших должностей в федеральном правительстве. OMB контролирует расходы всей администрации — и именно роли бюджетного управления в массовых сокращениях и борьбе с бюрократией были посвящены главы, написанные Воутом для «Проекта».

Рассел Воут, которого медиа называли одним из архитекторов «Проекта 2025», получил должность директора бюджетного управления Белого дома

Том Хоман, который указан как автор части статей Heritage Foundation об иммиграционной политике, занял в администрации Трампа позицию «пограничного царя» (border czar) — он координирует действия сразу нескольких агентств по вопросам иммиграции и безопасности границ.

Всего, по подсчетам СМИ, более высокие должности в новой администрации Трампа получили более 30 человек, связанных с «Проектом 2025». При этом ранее глава переходной команды Дональда Трампа заявлял, что республиканцы не будут рассматривать кандидатов, связанных с документом.

Жнец Трампа против федеральных агентств

2 октября 2025 года Трамп выложил ИИ-ролик, в котором директор бюджетного управления Белого дома Рассел Воут гуляет по Вашингтону в образе жнеца-смерти. Одновременно он опубликовал пост, который начинается со слов: «Сегодня у меня встреча с Воутом, известным благодаря “Проекту 2025”». Спустя девять месяцев после вступления в должность Трамп перестал делать вид, что не знает, кто стоит за документом, и что он ему не нравится. В том же посте Трамп написал, что они с Воутом будут решать, «какие из многочисленных демократических ведомств сократить».

Возможность действовать более решительно команда Трампа получила благодаря приостановке финансирования работы правительства. Это, во-первых, дало возможность использовать такие процедуры, как Reduction in Force (RIF) — массовые увольнения при сокращении бюджета или отсутствии работы. А во-вторых, в принципе дало возможность проводить реформы с меньшим сопротивлением, чем при нормальной работе правительства.

При этом Воут даже не скрывал своего намерения воспользоваться такой юридической лазейкой. Еще до приостановки финансирования он выпустил служебную записку, в которой потребовал от агентств подготовить планы массовых увольнений в случае шатдауна.

В итоге в первый же день приостановки работы правительства, 1 октября, Воут сообщил об отмене финансирования климатической программы Green New Deal в 16 штатах на $8 млрд. Кроме того, за время шатдауна он заморозил финансирование строительства туннеля под Гудзоном и расширения метро в Нью-Йорке на $18 млрд, а также проект модернизации метро в Чикаго на $2,1 млрд. Инженерный корпус армии США был вынужден приостановить «неприоритетные» проекты еще на $11 млрд.

При этом все сокращения касались исключительно проектов, продвигающих «демократическую повестку» (например, развитие «зеленой» энергетики) или реализуемых в штатах, где на выборах победили демократы.

Кроме заморозки финансирования проектов, Воут активно приступил к массовым увольнениям. В «Шоу Чарли Кирка» 15 октября он рассказал, что официальные уведомления о сокращении уже получили 4100 сотрудников семи ведомств, а общее число уволенных, «вероятно, превысит 10 тысяч».

Официальные уведомления о сокращении уже получили 4100 сотрудников семи ведомств, а общее число уволенных, «вероятно, превысит 10 тысяч»

После этого профсоюзы федеральных служащих (AFGE и AFSCME) подали иски, оспаривающие законность сокращений во время шатдауна, и федеральный суд издал временный запрет на увольнения.

Это уже не первый удар администрации Трампа по агентствам и департаментам. Первые сокращения прошли в самом начале второго срока и в основном ассоциировались с деятельностью Илона Маска и его Министерства эффективности государственного управления (DOGE). Например, тогда почти вдвое сократили количество сотрудников Министерства образования. Всего же, по подсчетам некоммерческой организации «Партнерство за государственную службу», к концу сентября были уволены более 200 тысяч федеральных служащих.

Все эти меры совпадают с целями «Проекта 2025» — радикально сократить штат, ослабить бюрократию и передать больше власти исполнительной ветви.

Консолидация власти

Еще одно из ключевых направлений «Проекта» — подчинение независимых агентств президентской власти. В феврале 2025 года Трамп подписал указ «Обеспечение подотчетности всех агентств». В результате все созданные Конгрессом агентства, вроде Комиссии по ценным бумагам (SEC) и Федеральной торговой комиссии (FTC), обязали согласовывать свои проекты с Белым домом.

Еще одна важная инновация указа: предоставление президенту и генеральному прокурору эксклюзивных прав на толкование законов для исполнительной ветви. То есть теперь не независимые агентства, а администрация определяет, что считать законом — и как его применять.

Кроме того, еще в начале своего второго срока Трамп занялся устранением независимого государственного надзора и уволил более десяти инспекторов‑генералов — независимых проверяющих в федеральных агентствах.

Отмена политики разнообразия

Дональд Трамп еще во время предвыборной кампании выступал за прекращение политики разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI) и обещал сосредоточиться на «антибелом» расизме, который, по его мнению, является проблемой для США. Такие взгляды президента пересекаются с одним из пунктов «Проекта», который ставит задачей обратить вспять «революцию DEI» и ликвидировать соответствующие программы, поддерживаемые Демократической партией.

Трамп не стал тянуть с этой задачей и уже в день инаугурации издал указ 14151 «Прекращение радикальных и расточительных государственных программ DEI». В результате были отменены программы DEI в федеральных ведомствах, а также все контракты и гранты, связанные с DEI. Например, Агентство по охране окружающей среды аннулировало около 400 грантов на $1,7 млрд. Кроме того, в федеральном правительстве составили списки связанных с программами DEI сотрудников, которых уволили или перевели в другие подразделения.

Уже в день инаугурации Трамп издал указ 14151 «Прекращение радикальных и расточительных государственных программ DEI»
Уже в день инаугурации Трамп издал указ 14151 «Прекращение радикальных и расточительных государственных программ DEI»

Отмена политики разнообразия, равенства и инклюзивности коснулась не только правительства, но и технологических компаний. Meta распустила свою DEI‑команду, а Google, IBM и Adobe отказались от целевых показателей при найме и сократили DEI‑тренинги.

В университетах также или полностью закрыли программы DEI (например, в университетах Мичигана, Юты, Северной Каролины, Алабамы и Виргинии) или переименовали их (как в Гарварде, Цинциннати и Университете Питсбурга). С сайтов учебных заведений также начали пропадать статьи об инклюзивности и правах ЛГБТК+.

Сокращение продовольственной помощи

Десятая глава «Проекта 2025» посвящена реформированию Министерства сельского хозяйства и федеральных программ в области питания для малоимущих (SNAP), которыми пользовались 42 млн американцев.

В частности, там предлагается ужесточить требования к участникам программы и сократить инструменты, которые штаты могли использовать, чтобы сделать помощь доступнее. «Проект» также предписывает вернуться к старым нормам расчета пособий (принятым еще в 60-х), чтобы снизить объем поддержки и отменить программу помощи в оплате коммунальных услуг (LIHEAP).

В июле 2025 года Трамп подписал свой «Большой красивый закон». Часть его пунктов касалась SNAP и вводила новые требования к участникам программ. Среди прочего, новый закон увеличил количество людей, которые должны работать не менее 80 часов в месяц, чтобы продолжать получать льготы. Теперь это также касается ветеранов, родителей с детьми старше 14 лет, пожилых людей до 64 лет (а не 54-х, как было раньше), бывших детей из приемных семей, а также людей без постоянного места жительства. Из-за новых правил льгот лишились порядка 2,4 млн американцев.

Из-за новых правил льгот лишились порядка 2,4 млн американцев

Шатдаун правительства также нанес удар по SNAP. Из-за него продовольственные программы для миллионов американцев временно оказались заморожены. Администрация Трампа заявила, что не станет использовать резервы для поддержания SNAP, мотивируя это необходимостью сохранить ресурсы для других программ и обвиняя во всем демократов, которые «не хотят принимать бюджет». В ответ суды обязали частично восстановить выплаты. Для этого были использованы деньги из резервного фонда, но это позволило лишь частично выплатить пособия в ноябре.

Черная стена на границе и массовые депортации

Трамп придерживался идеи жесткой иммиграционной политики еще во время своего первого срока. Строительство стены на границе с Мексикой — один из запоминающихся эпизодов его президентства.

Победив на выборах во второй раз, Трамп пообещал достроить стену до 2029 года и решил покрасить ее в черный цвет — чтобы она сильнее нагревалась и через нее было сложнее перелезть. Идеи ужесточения законодательства и массовых депортаций есть и в тексте «Проекта 2025», поэтому проводимая сейчас Трампом политика не стала сюрпризом.

Сразу после инаугурации Трамп подписал указ 14159 «Защита американского народа от вторжения». Он расширил правило ускоренного выдворения, ввел штрафы для мигрантов, не уведомивших о смене адреса, а также лишил федерального финансирования «города‑убежища», которые не сотрудничали с национальным правительством в области миграционного законодательства.

В апреле 2025 года Министерство внутренней безопасности США отменило программу Humanitarian Parole для кубинцев, гаитян, никарагуанцев и венесуэльцев, по которой легальный статус и разрешение на работу в США ранее получили 532 тысячи человек. Также администрация Трампа отменила программу временного защищенного статуса (TPS), созданную еще в 1990 году для предоставления убежища иностранцам, которые иммигрировали из-за вооруженных конфликтов или других кризисов. Из-за этого без легального статуса и защиты от депортации остались 70 тысяч иммигрантов из Гондураса и Никарагуа.

В мае государственный департамент Марко Рубио запустил создание «Офиса реэмиграции» (да, новояз любят не только российские чиновники). В числе его задач — «активно способствовать возвращению мигрантов в страны их происхождения» и работать с департаментом внутренней безопасности над депортациями. Тогда же Трамп подписал указ о «самодепортации». Он предложил нелегальным мигрантам добровольно покинуть США в обмен на билет в одну сторону и выездной бонус размером в $1000.

Кроме того, администрация Трампа, которая постоянно отчитывается о сокращении государственных расходов, выделила на борьбу с миграцией рекордные $170 млрд. Из которых $45 млрд должны пойти на расширение системы заключения ICE. Кроме того, закон предусматривает найм 10 тысяч новых агентов по депортациям.

Что еще может стать реальностью?

Несмотря на то, что авторы «Проекта» уже могут поставить галочку напротив половины своих идей, остается множество положений, которые Трамп еще не воплотил. Хотя признаки их реализации уже есть.

Так, в «Проекте 2025» есть предложение полностью запретить медикаментозные аборты. Дональд Трамп уже сделал некоторые шаги в этом направлении, отменив два указа Джо Байдена о защите репродуктивных прав и прекратив федеральное финансирование абортов, проводимых не по медицинским показателям. Однако в «Проекте» описаны и более радикальные шаги, в том числе отзыв лицензий у препаратов для медикаментозных абортов и запрет на их отправку по почте. Если Трамп захочет сделать что-то из этого, он наверняка столкнется с сопротивлением регулирующих агентств, вроде Управления по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и Министерства здравоохранения (HHS), а также с исками о нарушении прав человека.

Еще один пункт «Проекта 2025», который явно нравится Трампу, — отмена выдачи гражданства по праву рождения в США. Он уже пытался сделать это своим указом «Защита смысла и ценностей американского гражданства», но тот был заблокирован в Федеральном суде. Тем не менее администрация президента продолжает попытки отстоять свой взгляд на 14-ю поправку. Он предполагает, что если родители находятся в США незаконно или временно, то их дети не находятся под полной юрисдикцией США, а значит, не попадают под действие поправки. Это означает, что им можно отказать в гражданстве.

«Проект 2025» предлагает радикальный пересмотр федерального финансирования медиа
«Проект 2025» предлагает радикальный пересмотр федерального финансирования медиа

Кроме того, в «Проекте» описано изменение налоговой системы, причем довольно серьезное. Вместо семи действующих индивидуальных ставок (10%, 12%, 22%, 24%, 32%, 35%, 37%) его авторы предлагают оставить только две (15% и 30%), а ставку подоходного налога снизить с 21% до 18%. Однако пока Трамп в рамках своего «Большого красивого закона» успел только продлить налоговые льготы из своей же реформы 2017 года (TCJA), которые истекали в конце 2025 года, и ввел еще некоторое количество льгот. Например, вывел чаевые и сверхурочные из налогооблагаемой базы и разрешил вычитать из нее выплачиваемые проценты по автокредитам.

«Проект 2025» также предлагает радикальный пересмотр федерального финансирования медиа. Трамп, известный своим противостоянием СМИ, уже издал указ, прекративший финансирование Службы общественного вещания (PBS) и Национального общественного радио (NPR).

Тем не менее авторы «Проекта» предлагают более глубокую чистку «либеральных» медиа и усиление контроля над программами через исполнительную власть. Однако, как показал опыт попытки увольнения ведущих вечерних шоу, такие меры не пользуются популярностью и вызывают резкую критику даже со стороны ядерного электората Трампа.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari