Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 2326
Политика

Бей хуситов, чтобы в Тегеране боялись. Как далеко может зайти операция США против проиранских боевиков в Йемене

«Все идет успешно, даже успешнее, чем мы ожидали» — так Дональд Трамп 27 марта прокомментировал операцию против йеменских повстанцев-хуситов. По словам президента США, теперь группировка «хочет договориться о мире». После разгрома армии Башара Асада в Сирии и стратегических провалов ХАМАС и «Хезболлы» хуситы оставались единственными иранскими прокси, которые не теряли, а лишь набирали силу и влияние. Похоже, что бомбардировки их объектов — это сигнал Трампа стоящему за хуситами Ирану. Или даже первый этап войны с ним. Причем если США ввяжутся в большую войну с Исламской республикой, хуситы могут представлять едва ли не бóльшую опасность, чем регулярная армия Тегерана.

Содержание
  • Битва дронов

  • Террористы 2.0

  • Подготовка к удару

  • Новая война?

Битва дронов

Осенью 2024 года правительственные силы безопасности Йемена перехватили в Красном море судно с грузом для повстанцев-хуситов. Небольшая лодка, следовавшая под флагом неназванного государства, везла хуситам оружие и компоненты для его изготовления. Среди прочего на борту были водородные топливные элементы — по сути, батарейки, использующие для производства энергии химическую реакцию содержащегося в них водорода и кислорода из окружающей среды.

Батарейки были адаптированы для применения в небольших дронах-камикадзе, которые активно используются хуситами. Пока эти дроны, применяемые для атак на позиции противников и на суда, следующие по Красному морю, используют двигатели внутреннего сгорания, которые позволяют им преодолевать порядка тысячи километров.

Использование топливных элементов позволит дронам преодолевать как минимум вдвое большее расстояние и быть при этом куда менее заметными для систем ПВО и противодроновых отрядов. Первые обычно используют тепловой след от летящего объекта для наведения на него — а при реакции водорода и кислорода тепло хотя и выделяется, но в меньших объемах, чем при использовании двигателя внутреннего сгорания. Вторые часто ориентируются на звук при выявлении целей — а дрон, приводимый в движение энергией из водородного элемента, куда тише того, что использует ископаемое топливо.

То есть в распоряжении хуситов оказалось мощное дальнобойное орудие, еще и неплохо защищенное от перехвата (не исключено, что повстанцы попробуют перевести на водород и свои более совершенные и опасные дроны, способные и с двигателями внутреннего сгорания преодолевать тысячи километров). Причем его можно смело назвать собственной разработкой йеменских повстанцев, хотя, конечно, и произведенной на базе переданных им ранее технологий, оборудования и готовых систем вооружений. Переданных, конечно же, Ираном — главным спонсором хуситов.

Тегеран и йеменских повстанцев, называющих себя «Ансар Аллах», но известных во всем мире под именем «хуситы», связывают религиозное родство (хуситы следуют хоть и существенно отличающемуся от господствующего в Иране, но все же тоже шиитскому исламскому учению) и враждебно-настороженное отношение к богатым суннитским странам региона.

Иран и хуситы следуют шиитскому исламскому учению и враждебно относятся к богатым суннитским странам региона

Собственно, отправлять в Йемен по-настоящему заметные арсеналы своего оружия иранцы начали тогда, когда эти богатые страны вступили в войну против хуситов на стороне изгнанного из собственной столицы международно признанного йеменского правительства. Иностранная интервенция, которая должна была стать маленькой победоносной войной для арабской коалиции и для едва ли не лично сформировавшего ее наследника саудовского престола Мухаммеда ибн Салмана, на самом деле стала для арабов затяжной кровавой авантюрой.

Ни одной хоть сколько-нибудь значимой победы коалиция так и не добилась, несмотря на невероятное количественное и качественное превосходство в технике и вооружениях, и можно без преувеличения сказать, что война ею проиграна.

Одним из главных факторов победы повстанцев является их исключительная адаптивность. Особенно по меркам подпольного движения, буквально партизанщины — так многие, включая, вероятно, и саудовских генералов, до недавнего времени воспринимали хуситов. На самом деле хуситы — это давно уже не партизанщина, а мощная сила, контролирующая около половины территории Йемена, включая столицу и несколько важных портов. Эта сила выпускает собственную валюту, формирует свой бюджет и настолько влиятельна, что с нею вынуждены считаться ведущие международные организации.

Хуситы давно уже не партизаны, а мощная сила, контролирующая половину территории Йемена, включая столицу

Все это — тоже следствие умения хуситов адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации. Не ограниченные никакими международными обязательствами, они получают оружие и технику не только от Ирана, но и от других стран-изгоев, таких как Северная Корея и Россия. Кроме того, Китай, как считают наблюдатели из враждебного хуситам Израиля, может быть поставщиком не только товаров двойного назначения (вроде уже упомянутых водородных топливных элементов), но и вооружений.

В самом Йемене налажены процессы сборки и модернизации экспортных оружейных систем и, как утверждают сами хуситы, освоены даже полные циклы производства сверхзвуковых баллистических ракет. Причем все производственные мощности и склады настолько рассредоточены по контролируемой хуситами территории Йемена, а логистика настолько засекречена, что представители американской разведки регулярно (хотя обычно и анонимно) признаются в том, что имеют довольно смутное представление о реальной мощности оружейной индустрии повстанцев и об эффективности ударов, наносимых в попытках эту индустрию подорвать.

Хуситы были одними из пионеров использования беспилотных систем в реальных боевых условиях. Так, в 2019 году с помощью беспилотных летательных аппаратов была существенно повреждена защищаемая системами ПВО Patriot нефтяная инфраструктура Саудовской Аравии. А двумя годами ранее беспилотный катер, начиненный взрывчаткой, атаковал саудовский фрегат в Красном море.

Дрон Qasef-1
Дрон Qasef-1

Активное использование беспилотников, к слову, является одним из ключевых элементов тактики ведения боевых действий хуситами. С помощью дронов они следят за передвижениями судов противника и атакуют их. При этом ударные группы повстанцев действуют сразу и на берегу, и на море, постоянно передвигаясь, что осложняет их обнаружение. Именно эти мобильные группы ответственны за целый ряд нападений на иностранные суда, включая атаки на американские боевые корабли.

И хотя атаки на флот США были отбиты, американцы признают, что действовали хуситы крайне эффективно, а ущерба кораблям удалось избежать лишь благодаря использованию ракет-перехватчиков, стоимость которых может исчисляться сотнями тысяч долларов, для уничтожения в десятки, а то и в сотни раз более дешевых дронов.

Дошло до того, что тактика хуситов тщательно изучается Корпусом морской пехоты США: его корпоративный (хотя и неофициальный) печатный орган открыто пишет, что именно так американцам и надо будет вести в будущем войну против вооруженных сил Китая.

Террористы 2.0

Во время президентства Джо Байдена США официально исключили «Ансар Аллах» из списка террористических организаций. Сделано это было прежде всего из гуманитарных соображений. Хуситы контролируют территорию, на которой живут миллионы людей, пострадавших от многолетней войны и часто лишенных доступа не только к медикаментам, но и к чистой питьевой воде.

Признание управляющих этими территориями хуситов террористами мешало работе западных фондов и благотворителей, и именно потому их статус был пересмотрен. Вернувшийся в Белый дом Дональд Трамп вновь внес «Ансар Аллах» в перечень террористов и приказал военному командованию готовить операцию против этой организации. Судьбой хуситов Трамп, вступивший в должность 20 января, озаботился уже 22 января — именно этим днем датировано его распоряжение о внесении их в список террористов.

Зная об эксцентричности Трампа, о его склонности искать простые ответы на сложные вопросы и о его жгучем желании войти в историю в качестве миротворца, можно предположить, что за его решением ввязаться в противостояние с хуситами стоит ожидание легкой и безопасной маленькой победоносной войны, которую можно было бы «продать» миру как свое очевидное достижение. Но не исключено, что у уже начавшейся (и даже отметившейся скандалом с включением журналиста в секретный чат планировщиков боевых действий) операции против хуситов есть более сложное объяснение.

«Ансар Аллах» — единственная сила из сформированной вокруг Ирана так называемой «Оси Сопротивления», которая в последний год не теряла свое влияние, а лишь наращивала его. Главный на Ближнем Востоке дружественный Тегерану режим Башара Асада в Сирии пал. Палестинский ХАМАС ушел в глухую оборону после начала войны в секторе Газа и потерял едва ли не все свое военное командование. Ливанская «Хезболла» была буквально обескровлена спецоперацией спецслужб Израиля, удаленно подорвавших тысячи пейджеров бойцов организации, ее арсеналы уничтожены ударами израильской армии, да и новые власти Сирии не особо мешают тем своим гражданам, кто хочет с оружием в руках пройти через ливанскую границу для того, чтобы отомстить «Хезболле» за годы поддержки Асада. Сам Иран так толком никому из этих своих союзников и не помог, оставив их самих разбираться со своими проблемами. И лишь хуситы умудрились не только не понести заметных территориальных, людских и репутационных потерь, но и во многом улучшить свое положение.

Постоянные скандалы, в которых фигурируют чиновники международно признанного правительства Йемена, фактически гарантируют, что в ближайшее время у этого правительства не будет ни сил, ни желания для масштабной атаки на территории хуситов. При этом популярность последних в исламском мире заметно выросла после совершенной ими серии ракетно-дроновых ударов по Израилю, отношение к которому в мусульманских странах остается довольно враждебным.

Популярность хуситов в исламском мире заметно выросла после серии ракетно-дроновых ударов по Израилю

Пока «Хезболла» и ХАМАС теряли свои запасы ракет под ударами израильтян, хуситы продолжали доработку имеющихся в их распоряжении арсеналов и, возможно, действительно занимались созданием собственных образцов оружия.

Если США ввяжутся в большую войну с Ираном, хуситы могут представлять для американцев не меньшую опасность, чем регулярная армия Исламской республики. Такая война вовсе не выглядит чем-то фантастическим. Трамп принуждает Иран к новой ядерной сделке, прибегая чуть ли не к шантажу. Он сам сообщил, что отправил письмо лично верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, предупредив, что, если сделка не будет заключена, ближневосточное государство столкнется с некими «последствиями».

Ранее Трамп говорил, что альтернативой сделке, которая должна гарантировать, что у Ирана не будет ядерного оружия, может быть только военное вмешательство. Иранцы отказываются что-либо обсуждать с Трампом, называя его действия «буллингом».

Подготовка к удару

15 марта 2025 года американская авиация по приказу Трампа начала бомбить цели хуситов на территории Йемена. А уже 25 марта Белый дом выпустил пресс-релиз, в котором сообщил, что Дональд Трамп «заставил хуситов заплатить» и обезопасил Америку, поставив ее врагов на место. Пресс-релиз, значительная часть которого посвящена критике Джо Байдена, заканчивается предложением, в котором инициированная Трампом операция против хуситов называется «значительным успехом».

В момент публикации этого релиза американцы, не сообщая об этом официально, но и не особо таясь, начали наращивать свое военное присутствие на стратегически важном острове Диего-Гарсия в Индийском океане. Туда перебрасываются бомбардировщики-«невидимки», транспортные самолеты и самолеты-топливозаправщики. Остров удален от ближайшей географической точки Ирана почти на 4 тысячи км, что делает его недосягаемым для иранских ракет и дронов.

«Невидимки» B-2 уже поднимались в воздух с Диего-Гарсия в прошлом году, чтобы нанести удары по объектам хуситов. Но тогда это были разовые вылеты, завершившиеся после обещания «Ансар Аллах» приостановить обстрелы Израиля, из-за которых хуситов, собственно, и начали бомбить американцы.

Не исключено, что США начали приготовления к по-настоящему масштабным бомбардировкам Йемена. В случае удачи эти бомбардировки могут серьезно ослабить военный потенциал хуситов, а также использоваться в качестве рычага давления на Иран. Никто не сможет помешать Трампу написать еще одно письмо аятолле, в котором он, например, пригрозит Ирану судьбой Йемена в случае отказа от сделки.

Ну и кроме того, любая война против хуситов — это уже война против Ирана. Ведь каждый из иранских прокси — это союзник Тегерана, который обязательно возьмется за оружие, как только его патрон столкнется с внешней угрозой. Уничтожение живой силы и оружия этих прокси — это ликвидация того, что Иран может использовать уже в своей войне. Вопрос лишь в том, начнется ли эта война.

Сейчас судьба Ближнего Востока во многом зависит от решений одного-единственного человека. Человека, ранее утверждавшего, что может положить конец войне России против Украины за 24 часа, призывавшего лечить ковид инъекциями чистящего средства и разорвавшего ту самую ядерную сделку с Ираном, к которой теперь требует вернуться под угрозой военного вторжения.

Новая война?

Чем все может кончиться? У администрации Белого дома могли быть и другие цели, кроме желания обезопасить союзный Израиль и судоходные пути в Красном море от ракет и дронов хуситов. Например, могло сыграть роль и желание показать бóльшую эффективность, чем была у Байдена, а заодно добить союзников Ирана.

Как и в любом другом военном конфликте, в американо-хуситском присутствует огромное число скрытых, но крайне важных факторов. Мы достоверно не знаем, блефуют ли американские разведчики, когда говорят о том, что не до конца понимают, какое оружие и в каких объемах получают или производят повстанцы. Воевавшие против этих повстанцев армии Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов вовсю применяли современное западное вооружение, в то время как хуситы использовали буквально что попало, включая винтовки времен Первой мировой, и победили.

Конечно, скорее всего это свидетельствует о невысокой компетенции современных арабских армий (этот феномен известен довольно давно и даже стал объектом изучения конфликтологов и этнографов), но в любом случае не обещает американцам легкой и безопасной прогулки. Крайне сложно оценить и готовность потрепанного экономическими проблемами последних лет Ирана идти на помощь едва ли не последним своим все еще жизнеспособным прокси. А помощь Ирана — это главный фактор выживаемости хуситов как боеспособной силы.

Помощь Ирана — это главный фактор выживаемости хуситов как боеспособной силы

Под вопросом и компетентность нового военного командования США, и его способность делать выводы из предыдущих этапов войны — в первую очередь тех, которые обернулись поражением для армий правительственных сил и соседей Йемена. Есть основания предполагать, что нынешний президент США выбирает людей на ключевые посты в вооруженных силах, ориентируясь не на их аналитические и командные способности, а исключительно на личную лояльность ему.

Не стоит недооценивать и степень информированности хуситов о планах США. Им, безусловно, помогает в этом Иран. Но ведь могут и другие страны. Та же Россия, которая грозила одно время передачей хуситам более современных ракет и с лидером которой Трамп, как известно, обсуждает свою ближневосточную политику. Причем насколько откровенно — никто не знает. Путин недавно подписывал с иранцами договор о стратегическом партнерстве и, возможно, даже давал секретный приказ об отправке в Йемен российских военных советников для помощи хуситам в организации атак в Красном море.

В общем, можно сделать осторожное предположение, что дальше бомбардировок и ракетных обстрелов Йемена дело не зайдет и американские пехотинцы не будут командированы штурмовать Сану и бегать по пустыням и горам в поисках баз хуситов. Если Дональд Трамп в чем-то и проявляет последовательность и принципиальность, так это в нежелании расширять иностранное военное присутствие США. В свой первый президентский срок он инициировал вывод войск из Афганистана и настаивал на сокращении числа американских военных в Ираке, а сейчас заигрывает с идеей вернуть домой американский контингент из Сирии.

Если тут позиция Трампа останется неизменной, то боевые действия против Йемена ограничатся регулярными массированными бомбардировками предполагаемых мест хранения или производства вооружений, а также точечными ударами, направленными на ликвидацию ключевых людей оружейной индустрии хуситов.

Скорее всего, боевые действия против Йемена ограничатся массированными бомбардировками

Современная история свидетельствует об относительной эффективности такого метода ведения боевых действий. Например, Израиль десятилетиями занимался ликвидациями военных лидеров и инженеров ХАМАС и других палестинских группировок параллельно с поиском и уничтожением их арсеналов вооружений без развязывания крупномасштабной войны. Отказаться от этой стратегии израильтян вынудило нападение террористов ХАМАС 7 октября 2023 года.

Теперь израильские политики говорят о необходимости полного разгрома враждебных группировок. Но в США вряд ли боятся такого развития событий. Хуситы могут быть несравненно мощнее и боеспособнее ХАМАС, однако до США им не достать не то что хамасовскими дельтапланами, но даже самыми современными из стоящих у хуситов на вооружении ракетами.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari