Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.34
  • EUR106.54
  • OIL72.98
Поддержите нас English
  • 939
Политика

Сезон премьеров. Новый правительственный кризис во Франции ударит по экономике и скажется на помощи Украине

Новым главой французского правительства стал ветеран местной политики — центрист Франсуа Байру. Накануне парламент Франции отправил в отставку правительство во главе с премьер-министром Мишелем Барнье, вступившим в должность меньше трех месяцев назад. Поводом для вотума недоверия стал проект «социального» бюджета на 2025 год, который не устроил крайне правых. Теперь пробивать основной финансовый документ через недружелюбно настроенный парламент придется Байру, которого позвал на помощь президент Эммануэль Макрон. Как бы эффективен новый премьер ни оказался, с учетом рождественских каникул, Франция точно войдет в 2025 год без бюджета, что скажется на разных сферах, в том числе на военной помощи Украине. 



Содержание
  • Бюджетная катастрофа

  • Откуда во Франции дефицит?

  • Подножка справа

  • Капкан Ле Пен

  • Жизнь без бюджета

  • Во всем виноват Макрон

EN

Бюджетная катастрофа

Принятие бюджета на 2025 год ожидаемо стало серьезным испытанием для премьер-министра Франции Мишеля Барнье, вступившего в должность в разгар политического кризиса в начале сентября. На разработку и обсуждение законопроектов о бюджете в парламенте у Барнье было очень мало времени: состав нового правительства был обнародован только 21 сентября, а 11 октября проект бюджета уже был представлен в Национальной ассамблее.

Сжатые сроки на подготовку законопроекта — во многом ответственность президента Франции Эммануэля Макрона, который не захотел отдать правительство «левым» и интриговал почти два месяца после инициированных им же самим внеочередных парламентских выборов, прежде чем назвать главу кабинета министров.

В рекордные сроки кабинету Барнье нужно было не просто предложить проект государственного бюджета, но и придумать, как снизить его дефицит, который к декабрю составил 6,1% ВВП, вместо запланированных на 2024 год 4,4%. Рост дефицита уже стал поводом для того, чтобы летом этого года Еврокомиссия вынесла предупреждение Франции, поскольку «нормой» в ЕС считается 3% дефицита — не больше.

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

Бюджетный дефицит к декабрю составил 6,1% ВВП, вместо запланированных на 2024 год 4,4%

Еще труднее правительству Барнье было добиться поддержки парламента. В нем после летних выборов есть три крупных, но не обладающих большинством блока, и премьеру нужно было заручиться поддержкой как минимум двух из них. Ради этого он активно заигрывал с право-популистами, а министром внутренних дел был назначен Брюно Ретайо, сторонник проведения референдума о запрете миграции (о предложениях которого The Insider подробно писал ранее).

Несмотря на все сложности, правительство поставило перед собой цель не просто принять бюджет на 2025 год, но и оздоровить французскую экономику, сократив дефицит бюджета в 2025 году до 5% ВВП, и достигнуть установленной в Евросоюзе нормы дефицита к 2029 году. С этой целью в следующем году правительство планировало сэкономить 60 млрд евро: из них 40 млрд — сокращение государственных расходов, а 20 млрд — увеличение доходов за счет дополнительных налогов.

Откуда во Франции дефицит?

Экономика Франции в 2024 году не находилась в кризисе. Ожидается, что к концу года рост ВВП составит 1,1%. Уровень безработицы снизился до 7,3% впервые за 40 лет. Поэтому рост дефицита госбюджета и государственного долга (112% ВВП или 3,2 триллиона евро) вызывает вопросы. Правительство объясняет дисбаланс тем, что налоговые поступления оказались ниже ожидаемых: не растет потребление и поступление НДС, на рынке недвижимости стагнация из-за подорожавших кредитов, рентабельность бизнеса снижается, и налоги от корпоративного сектора сокращаются.

Несмотря на это, власти страны неохотно идут на сокращение государственных расходов (58% ВВП в 2023 году) — самых больших в Европе, в том числе из-за французской модели социальной защиты.

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

Госрасходы во Франции в 2023 году были выше всего в ЕС — 58% ВВП

Подножка справа

Бюджет Франции на следующий год утверждается как два законопроекта: по закону о бюджете системы социального (и медицинского) страхования и о государственном бюджете. В начале декабря Национальная ассамблея должна была принять первый из них.

Депутаты от оппозиции предлагали огромное количество поправок и обвиняли «центристов» в затягивании обсуждения. Большинство предложений от левых Барнье в случае применения статьи Конституции 49.3 мог игнорировать. Но поправки от крайне правых правительству приходилось учитывать. Фактически отставка правительства, находившегося у власти менее трех месяцев, зависела от решения Марин Ле Пен и ее партии «Национальное объединение».

На внеочередных парламентских выборах, которые в начале лета инициировал Эммануэль Макрон, первое место, хоть и без большинства в парламенте, получил блок из левых партий «Новый народный фронт» (около 190). Центристы, включая партию Макрона, оказались вторыми (162 места). Крайне правая партия «Национальное объединение», которую основала Марин Ле Пен, усилила свои позиции, получив вместе с союзниками около 140 мест.

В итоге Макрон, распустивший национальный парламент после выборов в Европарламент, на которых крайне правые фактически победили, пытался доказать, что крайне правые не являются доминирующей политической силой в стране, но вынужден был пойти на компромиссы с Ле Пен. В частности, отказавшись выбирать главу правительства из левых, Макрон искал премьера, который устроил бы крайне правых. Таким человеком стал Мишель Барнье. Из-за противостояния с левыми с момента назначения на должность он попал в зависимость от партии Ле Пен.

Во время обсуждения бюджета Марин Ле Пен пользовалась своей властью над правительством Барнье и то и дело говорила о «красных линиях» — условиях, которым должен соответствовать проект, чтобы крайне правые не голосовали за отставку.

Главные красные линии «Национального объединения» касались пунктов бюджета, которые могли наиболее сильно ударить по их электорату. Во-первых, они выступали против того, чтобы отложить индексацию пенсий с января на середину 2025 года. Во-вторых, протест со стороны крайне правых вызвал намерение правительства сократить компенсацию стоимости некоторых лекарств, медицинских процедур и консультаций. В-третьих, они были недовольны попыткой сохранить льготы по социальным отчислениям для работодателей. В «контр-бюджете» «Национального объединения» были пункты о сокращении расходов на иммигрантов и взносов Франции в бюджет ЕС, но в дискуссии «о красных линиях» сторонники Ле Пен не акцентировали на них внимание.

Часть «красных линий» Марин Ле Пен касалась строго государственного бюджета (например, требование не поднимать налог на электричество), но от реакции правительства на них также зависело, как «Национальное объединение» будет голосовать по вопросу о доверии кабинету министров. Мишель Барнье был вынужден не только прислушиваться к требованиям крайне правых, но и официально сообщал об этом в пресс-релизах правительства.

В итоге, камнем преткновения в переговорах Барнье с Ле Пен стал вопрос об индексации пенсий. Крайне правых не устраивал предложенный компромисс: проиндексировать пенсии на 0,8% (половина инфляции) в начале года, и через полгода еще раз на 0,8% — для пенсионеров, чей доход ниже минимальной заработной платы. Борьба за этот пункт со стороны Марин Ле Пен — жест в сторону избирателей старшего возраста, среди которых в последние годы растет поддержка крайне правых.

Во время обсуждения бюджета стало понятно, что заключить надежную сделку с «Национальным объединением» практически невозможно. Окружение Барнье жаловалось, что после каждой уступки Ле Пен выдвигает новые условия. При этом левых, которые и так были настроены против Барнье, с каждым днем все сильнее раздражал тот факт, что правительство ведет переговоры только с крайне правыми.

Капкан Ле Пен

Последней попыткой Барнье выбраться из «капкана», поставленного Ле Пен, и принять законопроект о «социальном» бюджете стало использование статьи Конституции 49.3. В правительстве прекрасно понимали, что их судьба зависит от решения Ле Пен, она не раз об этом напоминала. Но премьер надеялся, что она «не осмелится».

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

В правительстве прекрасно понимали, что их судьба зависит от решения Ле Пен

«Вам решать, примет ли наша страна ответственные финансовые документы, необходимые и полезные для наших сограждан. Или мы вступим на территорию неизвестности», — напутствовал Барнье депутатов на заседании Национальной ассамблеи 2 декабря.

После выступления премьера представители «Нового народного фронта» объявили о недоверии правительству и покинули зал заседаний. Крайне правые пообещали и инициировать свою версию вотума, и поддержать левых. На заседании 4 декабря, «союз карпа и кролика», по выражению министра внутренних дел Брюно Ретайо, 331 голосом отправил правительство в отставку.

За время существования Пятой республики, с 1958 года, парламент ставил вопрос о доверии правительству на голосование более 130 раз, но до правительства Барнье только один кабинет министров ушел таким образом в отставку, в 1962 году, во время кризиса из-за войны в Алжире.

Жизнь без бюджета

Новым премьером Эммануэль Макрон после нескольких дней консультаций назвал Франсуа Байру, еще одного центриста и ветерана французской политики. 73-летний Байру имеет огромный опыт компромиссов во французской политике, занимал несколько министерских постов в разных составах французских кабинетов. Трижды баллотировался в президенты Франции и занял третье место в 2007 году.

По всей видимости, политический бэкграунд Байру должен помочь ему найти общий язык с разношерстным и трудноуправляемым составом французского парламента. Однако новое правительство, даже если оно будет сформировано в ближайшие недели, уже не успеет принять бюджет до начала года. Продолжающийся с лета политический кризис грозит стране усугублением финансовых проблем.

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

Новое правительство, даже если оно будет сформировано в ближайшие недели, уже не успеет принять бюджет до начала года

Остановка всех государственных институтов по типу американского шатдауна Франции не грозит — Эммануэль Макрон пообещал до середины декабря применить «специальный закон», по которому до принятия нового бюджета государственное финансирование продолжится согласно положениям бюджета прошлого года.

Сильнее всего от «специального закона» пострадают вооруженные силы страны, затраты на которые в госбюджете 2025 года планировалось увеличить. Бюджет вооруженных сил регулируется законом о военном планировании, принятом в 2023 году на период 2024–2030 годов. Но каждый год заложенная сумма корректировалось — в 2025 году армия должна была получить дополнительные 3,3 млрд евро.

По словам министра обороны Себастьяна Лекорню, «продление бюджета на 2024 год означает чистые потери армий в размере 3,3 миллиарда евро». «Это может замедлить наше перевооружение в то время, когда остальной мир не будет ждать нас», — говорит он. При этом сложности коснутся не только планов Франции по усилению собственной обороноспособности: «Большая часть помощи Украине обеспечивается за счет продажи старой техники французской армии с заменой на новую именно благодаря новым бюджетным лимитам. По определению если будет замедление заказов на новую технику, будет и замедление поставок в Украину».

Неудивительно, что Лекорню накануне голосования о недоверии правительству критиковал депутатов за безответственные действия. Без бюджета страна не может гарантировать заказы предприятиям оборонной промышленности, повысить зарплаты военным, пополнить штат, выполнить планы по модернизации, например это скажется на сроках строительства нового авианосца, который должен заменить единственный французский авианосец «Шарль де Голль».

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

Без бюджета Франция не сможет заменить свой единственный авианосец «Шарль де Голль»
Без бюджета Франция не сможет заменить свой единственный авианосец «Шарль де Голль»

Во всем виноват Макрон

Оппозиция и справа, и слева называет главным виновником правительственного кризиса президента страны Эммануэля Макрона, из-за решения которого летом парламент разделился на три враждебных лагеря и страна стала неуправляемой. Наиболее непримиримые противники политики Макрона, вроде лидера левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона, требуют отставки президента. Недовольство президентом уже разделяет и большинство французов: согласно недавнему опросу, 59% хотели бы, чтобы Макрон ушел в отставку.

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

59% французов хотели бы, чтобы Макрон ушел в отставку

Сам президент в обращении к французам 5 декабря отверг обвинения в свой адрес и заявил, что планирует оставаться на посту до конца мандата: «Моя ответственность требует обеспечения непрерывности государства, надлежащего функционирования наших институтов, независимости нашей страны и защиты всех вас». Также Эммануэль Макрон обещает, что новый глава правительства центрист Байру сформирует правительство «общих интересов», представляющее все политические силы, за исключением крайне левых и крайне правых.

На это, впрочем, надежд мало. Несмотря на то, что у Байру богатый опыт в политике, он дважды был министром (юстиции и образования), а также много лет возглавляет партию MoDem, уже сейчас левые обещают выразить вотум недоверия и ему. А с Марин Ле Пен у него старые неприязненные отношения. Крайне правые вряд ли одобрят кандидатуру премьера, который не выразит, как Барнье, готовность с ними сотрудничать.

Для этого бы лучше подошел, например, бывший глава МВД Брюно Ретайо. Но Макрон остановил выбор не на нем. Так что Францию ждет долгая политическая зима, а также бюджетный кризис. Утверждение нового состава правительства в парламенте легким быть не обещает, и на горизонте снова маячат досрочные парламентские выборы.

Статья Конституции 49.3 позволяет утвердить закон без обсуждения и голосования в парламенте, но ее применение дает право депутатам поставить на голосование вопрос о доверии правительству.

Нижняя палата парламента Франции.

Из-за этого дисбаланса Франция нарушила европейский «пакт стабильности и роста», согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП (в Европе выше, чем во Франции, дефицит только в Италии). Теперь бюджет Франции находится под надзором Еврокомиссии. 

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari