Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.22
  • EUR105.81
  • OIL73.64
Поддержите нас English
  • 5629
Политика

Экзамен с автоматом. Как «военно-патриотическое» обучение захватывает школы, детсады и творческие кружки

Автоматы Калашникова всё чаще появляются в российских школах и занимают место рядом с классными досками и таблицами умножения, а с сентября 2023 года в официальную школьную программу России будет включен курс основ военной подготовки. Правильно собирать автомат уже учат даже в некоторых детских садах, а военно-патриотические клубы занимают помещения, где раньше дети занимались творчеством.

Read this article in English

Содержание
  • Автомат приходит в школу

  • Автомат приходит в детский сад

Автомат приходит в школу

Решение правительства знаменует собой возвращение к «начальной военной подготовке» советских времен, отмененной в 1993 году. Тогда школьников обучали навыкам самозащиты в случае ядерной или химической атаки, оказания первой помощи и обращения с огнестрельным оружием. С началом правления Путина в 2000 году обозначился разворот к бытовавшему в царскую и советскую эпохи представлению об армии как об источнике патриотического воспитания — объединения людей вокруг сильного лидера через развитие патриотизма. С 2001 года Минобороны России стало одним из трех учреждений, ответственных за реализацию «Концепции патриотического воспитания граждан России».

В последние месяцы молодежные патриотические просветительские организации активизировали военную подготовку с применением оружия. В то же время они начали посещать школьные занятия для продвижения своих практик среди сверстников. В некоторых случаях школы идут еще дальше и самостоятельно занимаются военной подготовкой, в том числе с обучением навыкам применять огнестрельное оружие.

После аннексии Крыма возросло количество военно-патриотических клубов (ВПК), обеспечивающих военное воспитание детей, по официальным данным, их уже более 5500. В 2015 году министр обороны Шойгу совместно с Администрацией президента основал движение «Юнармия», которое знакомит молодежь с основами военной подготовки для «сохранения и приумножения патриотических традиций». Организация на своем сайте хвастается 1,25 млн участников, включая украинских детей из Мариуполя, принудительно зачисленных в ее ряды.

Хотя использование огнестрельного оружия практиковалось Юнармией и до вторжения в Украину, в социальных сетях региональных отделений теперь постоянно мелькают сообщения о прохождении подростками усиленной военной подготовки. Например, в Магнитогорске 40 членов ВПК и Юнармии приняли участие в «Спартакиаде – 2023», в ходе которой они участвовали в заплыве с автоматами Калашникова в камуфляже.

На сайте муниципалитета подчеркивается, что не только юноши, но и девушки выражают желание проплыть дистанцию с 3,5-килограммовым автоматом за спиной, и цитируется одна из участниц: «Мне больше нравится плавать с автоматом». В других случаях детей, которых региональные СМИ часто называют «бойцами», учат военной тактике, а также перемещаться по заснеженной местности в форме и с автоматами.

Помимо радикализации деятельности ВПК и Юнармии, начинают появляться новые учреждения, отвечающие за «патриотическое воспитание». Одним из примеров служит клуб «Лидер» (более известный как «Вагнерёнок»), созданный в конце января 2023 года и, предположительно, насчитывающий 40 членов, включая несовершеннолетних, которые вербуются в основном через «ВКонтакте». Клуб обучает своих членов управлять дронами, организует беседы с блогерами и политиками милитаристской ориентации, курирует изготовление подростками окопных свечей. Хотя источник финансирования клуба неясен, располагается он в петербургском центре ЧВК Вагнера, построенном Евгением Пригожиным.

Эти военно-патриотические организации участвуют в поддержке российского вторжения на различных уровнях. Члены Юнармии и ВПК шлют письма поддержки солдатам и организовывают пожертвования на «гуманитарную помощь». Кроме того, инструкторы этих учреждений привлекаются к обучению вновь мобилизованных или сами отправляются на фронт. Это видно на примере военно-патриотического клуба «Бастион» из Ставрополя, один из инструкторов которого использовал страницу клуба во «ВКонтакте» для сбора пожертвований для подготовленного им снайпера после его мобилизации.

Некоторые школы сами проявляют инициативу по обучению детей обращению с огнестрельным оружием. В феврале прокурор Санкт-Петербурга обследовал несколько школ и обратился в Куйбышевский суд после того, как было установлено, что в 294-й школе Центрального района отсутствуют «необходимые материалы», а именно гранаты Ф-1 и РГД-5 и автоматы Калашникова. Директор школы пытался возражать прокурору, но безрезультатно. Однако некоторые школы уже хорошо оснащены всем «необходимым» оружием.

В некоторых школах также начали проводиться собственные военные курсы. Например, к празднованию Дня защитника Отечества 24 февраля 2023 года учащиеся школы № 31 г. Йошкар-Олы на школьном дворе в 10-градусный мороз учились метать учебные гранаты, бегать с оружием, разбирать автоматы Калашникова и стрелять из пневматических пистолетов. Один из преподавателей с гордостью отмечал как «солдат запаса», что учащиеся 6–10 классов научились «обращаться с оружием, оказывать медицинскую помощь, отражать атаки противника, в нужный момент контратаковать, проходить полосу препятствий и метко стрелять из любого положения».

  • [object Object]
  • [object Object]
  • [object Object]




Автомат приходит в детский сад

В последние месяцы ВПК и Юнармия всё чаще приходят в школы для обучения детей младшего школьного возраста обращению с огнестрельным оружием. Если раньше родители могли решать, отдавать им своих детей в ВПК или нет, то теперь этого выбора они по сути лишены. В одной из школ Свердловской области юные члены патриотического клуба учили 11–15-летних подростков, как разобрать автомат Калашникова прямо на школьной парте и как ​​надевать противогаз.

Чтобы дети придерживались нужной стези уверенно, в российских образовательных учреждениях дают им в руки оружие всё раньше. Недавно юнармейцы для проведения «строевой подготовки» пришли в один из детских садов Красноярского края, где «вместе с детьми разбирали и собирали автоматы».

Директор детского сада подтвердила этот случай местной газете:

«Мы сотрудничаем со школами района и города, поэтому ребята [из Юнармии] к нам приехали. Деткам очень понравилось <…>, они знают, что это такое, предварительно работа проводится ко Дню защитника Отечества. Все были доброжелательны, красивая, праздничная обстановка. Впечатление осталось очень хорошее, детки в первый раз такое видели. Конечно, они хотят быть похожими на солдат — стройными, отважными».

Газета также взяла интервью у психолога, чтобы успокоить родителей, у которых могли возникнуть сомнения в необходимости обучения 5-летнего ребенка владению автоматом. «Если у носителя оружия высокая степень ответственности, то для психики это безопасно», — заверила психолог.

Однако западные и некоторые российские специалисты по детской психологии не разделяют оптимизма коллег. Милитаризация российской системы образования вызывает огромную тревогу во всем мире, - рассказал The Insider Филип Д. Джаффе:

«Это очень, очень серьезный шаг, который глубоко меняет понятие «детство». В большинстве стран взрослые стараются защитить детей от насилия: от насилия, направленного против самих детей, а также от насилия в мире, поскольку оно может иметь последствия для их развития. [...] Даже в других странах, где дети получают НВП, то есть курс начальной военной подготовки, детей не учат убивать « врага», применяя при этом оружие. Россия ратицировала конвенцию о правах ребенка в случае военного конфликта, НВП противоречит духу и слову такой конвенции».
Эксперт подчеркивает, что в западном обществе и в международном праве образование совершенно другие цели: «В данном случае цель образования совсем иная, близка по своей форме к подготовке к службе в армии, Например учат детей, что применение насилия может быть вполне легитимным, следовательно применение насилия имеет законный статус и ребята становятся потенциальными солдатами».

Профессор психологии Александр Тросов, считает, что атмосфера агрессии, в которую погрузилась Россия, еще сильнее, чем школа, обуславливает развитие личности ребенка:

«Пока милитаризм воспринимается как игра или временное явление, это не сильно повлияет на развитие личности. Однако, если российское общество начнет действительно сильно идентифицировать себя с военной историей и духом воинствующего патриотизма, последствия могут быть более серьезными. [...] Общий дискурс о том, что “весь мир против нас”, что “все хотят поставить русских на колени”, а “мы окружены врагами и предателями”, особенно опасен. Ребенок живет в этом пространстве, где его окружает агрессия. Такое мышление может привести к разным действиям, плюс тотальное упрямство со всех сторон, нежелание останавливаться и искать компромисс — дети чувствуют, что это норма».

Нередко военно-патриотические организации захватывают мирные учреждения не в переносном, а в прямом смысле. В Москве молодежная организация, обучающая детей из социально незащищенных групп населения чтению и счету, а также готовящая культурные мероприятия, проиграла муниципальный конкурс на право бесплатной аренды земельного участка, который она занимала в течение 25 лет. Вместо нее право на безвозмездную аренду получил военно-патриотический клуб. Чиновники обосновали решение тем, что «военное образование сейчас важнее творчества». Это подтвердили два человека, хорошо знакомые с обстоятельствами дела.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari